Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Строительная и дорожная комиссия Ярославского губернского правления, город Ярославль Ярославской губернии 1806 -1864 гг.

Фонд № 76

Крайние даты документов: 1804 — 1910 гг.

Раздел рубрикатора:  (укажите название первого рубрикатора)

Описи фонда
Заголовок Даты документов
1 Опись №1 дел постоянного хранения. 1804 — 1864
2 Опись № 2 дел постоянного хранения. 1834 — 1910
3 Опись № 3 дел постоянного хранения. 1827 — 1862

Фонд содержит следующие группы документов: циркуляры Главного управления путей сообщения и публичных зданий, журналы заседаний комиссии, описи дел подразделений комиссии, сметы на различные постройки, книги прихода и расхода денежных сумм комиссии, финансовые ведомости и отчеты, ведомости о справочных ценах на строительные материалы, рапорты и шнуровеы книги членов комиссии о производстве работ, дела по прошениям учреждений и частных лиц о ремонтах и постройках.

Историческая справка

С момента образования в декабре 1777 года Ярославского наместничества делами строительства и содержания публичных зданий, дорог, мостов и т.д. ведала строительная экспедиция при Ярославской Казенной палате.
Манифестом "Об учреждении министерств" от 8 сентября 1802 года определялось, что "построение и содержание всех публичных зданий" и благоустройство в целом должно состоять в ведении Министерства внутренних дел. (ПСЗ, Собр. 1. - СПБ.,1830.- т.27, ст. 20406, с. 244.) Во исполнение данноо положения манифеста, 13 ноября 1803 года царь утвердил доклад министра финансов по которому с 1804 года надзор за строительством и содержанием публичных строений, составление и контролирование смет, планов и кондиций возлагались на губернаторов и губернские правления, а средства строительной части передавались в МВД. (ПСЗ, Собр. 1. - СПБ.,1830.- т.27, ст. 21036, с. 1004 - 1005.) Позднее 18 апреля 1805 года, "на отчет военных и гражданских губернаторов" в губернские правления из казенных палат передавались вопросы строительства и содержания дорог, мостов и перевозов /на содержание мостов Ярославской губернии предполагалось выделять ежегодно 2 тыс. руб./ (ПСЗ, Собр. 1. - СПБ.,1830.- т.28, ст. 21717, с. 987, 989.)
По положению от 2 мая 1806 года был открыт строительный комитет при МВД, а состоящие при казенных палатах строительные экспидиции переводились и присоединялись к губернским правлениям "со всеми делами, чиновниками и с жалованием на них".(ПСЗ, Собр. 1. - СПБ.,1830.- т.29, ст. 22114, с. 244.) Асессор и канцелярские чиновники Ярославской казенной палаты, занимавшиеся вопросами строительства, были переведены в губернское правление. (Преображенский Д.Ф. Историческая записка об административном управлении с XVII столетия местностями входящими ныне в состав Ярославской губернии. - Ярославль: тип. губернского правления, 1900, с.18.)
Асессоры входили в общее присутствие губернских правлений /Указ Сената от 14 января 1807 года/ (ПСЗ, Собр. 1. - СПБ.,1830.- т.29, ст. 22426, с. 985.), где должны были рассматриваться дела строительства, но по решению губернатора могли привлекаться к выполнению других поручений. Вся переписка по впросам строительства велась от лица губернского правления.
Наметившаяся централизация строительной части в ведении МВД была нарушена законодательным актом от 17 августа 1810 года - "Высочайше утвержденным разделением государственных дел по министерствам"(ПСЗ, Собр. 1. - СПБ.,1830.- т.31, ст. 24326, с. 323, 325.) В результате , вопросы строительства и содержания зданий оставались в компетенции МВД, а общее благоустройство и содержание дорог, мостов, перевозов, плотин и т.п. переподчинялись министерству полиции. Возникшее дублирование функций двух министерств вызвало усложнение и путаницу в делопроизводстве, что в конечном итоге, и способствовало окончательному сосредоточению всех вопросов строительства в руках МВД /которому подчинялись строительные экспедиции в губерниях/, закрепленному указом Сената от 29 мая 1813 года.(ПСЗ, Собр. 1. - СПБ.,1830.- т.32, ст. 25392, с. 574.)
29 сентября 1832 года по "Положению о новом образовани строительной части гражданского ведомства" строительная часть из ведения МВД присоединялась к Главному управлению путей сообщения и публичных зданий.(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1833.- т.7, ст. 5624, с. 627.) Строительный комитет при МВД был упразднен, а вместо него в Главном управлении путей сообщения образованы : 2 отделение для искусственной части гражданских зданий при Комиссии проектов и смет и 2 отделение для ревизии технических отчетов и Ревизионно технической комиссии.(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1833.- т.7, ст. 5624, с. 627.)
При губернских правлениях вместо строительных экспедиций учреждались губернские строительные комиссии для заведывания распорядительной и хозяйственной частью гражданских сооружений "от гражданского управления зависящих, на какой бы счет таковые выстроены ни были" - от казны, из земских повинностей, на счет приказа общественного призрения, из городских доходов, из частных пожертвований и т.п.(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ., 1833.- т.7, ст. 5624, с. 627; ГАЯО ф. 76, оп.1.д.34.л.1,2.) Губернии распределялись на округа / в отношении строительной части/, в каждом из которых во главе с окружным начальником учреждалось Техническое отделение для рассмотрения проектов и смет, осмотра зданий и освидетельствования построек. В состав губернских строительных комиссий входили: ассесор, губернский архитектор и его помощник, 1-2 офицера корпуса путей сообщения /под председательством начальника губернии/.(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1833.- т.7, ст. 5624, с. 628; ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1834.- т.8, отделение 1, ст.6294, с.384.)
Комиссии подчинялись Главноуправляющему путями сообщения, а их деятельность основывалась "на предложениях начальника губернии и на журналах комиссии, им утверждаемых".(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1833.- т.7, ст. 5624, с. 628.)
На основании данного положения по распоряжению Ярославского губернского правления 18 июля 1833 года было открыто "присутствие Ярославской губернской строительной комиссии" под председательством гражданского губернатора Полторацкого.(ГАЯО. ф.76,оп.1, д.34,л.1.)
Комиссия была обязана:
1. иметь планы, фасады и описи состоящих в ее ведении зданий;
2. сведения о сроках постройки, состоянии и использовании зданий;
3. заботиться о содержании и сохранении зданий;
4. проверять через одного из своих членов сведения о сотоянии зданий, подаваемые полицмейстерами, городничими, экзекуторами и смотрителями;
5. ежемесячно собирать и предоставлять окружному начальнику сведения о справочных ценах на материалы, работы и рабочих людей;
6. производить ремонты и перестройки, сооружение новых зданий.(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ., 1833.- т.7, ст. 5624, с. 628.)
Располагая вспомогательным капиталом, комиссия выдавала ссуды /на 12 лет/ частным лицам на построийки под залог домов, которые продавались с торгов в случае неуплаты долга с процентами.(ГАЯО. Ф.76,оп.1,д.1215,л.440-440об)
Губернатор до 1 июля каждого года представлял Главноуправляющему путями сообщения отчет,содержащий: "во-первых, составленное инженером или архитектором, по предписамнным правилам и формам, описание починок, сметы для перестроек, проекты, планы, чертежи и сметы для нового здания; и, во 2-х, исчисление потребных сумм, на предметы уже известные и отдельно на непредвидимые надобности, в случаях повреждений от бурь, пожаров и проч."(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1833.- т.7, ст. 5624, с. 629.)
Сметы на капитальные перестройки и ремонты /на сумму свыше 500 руб/ отсылались комиссией окружному начальнику для рассмотрения в техническом отделении. Сметы на новое здание представлялись губернатором министру внутренних дел, и после утверждения - окружному начальнику. Проекты особой важности доставлялись на утверждение царю. (ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1833.- т.7, ст. 5624, с. 629 - 630.)
Губернатор передавал строительной комиссии резолюции Главноуправляющего путями сообщения и назначая ответственных за производство работ /архитектора или его помщника/. В случае крупных работ губернатор с утверждения Главноуправляющего мог составить особый временный комитет из губернских чинов и производителя работ. Производители работ /архитектор, его помощник и офицеры путей сообщения/ и временный комитет подчинялись строительной комисиии, которая предоставляла им:
1\ правила, наставления о предмете работ;
2\ планы, фасады, сметы и описание работ,
3\ шнуровые книги для записи приходо-расхода сумм, материалов и т.д. (ПСЗ, Собр. 2. - СПБ 1833.- т.7, ст. 5624, с. 630.)
Для производства работ строительная комиссия могла использовать 4 способа:
"а\раздробительный подряд с публичных торгов на поставку материалов и производство работ порознь;
б\ заготовление материалов и наем рабочих хозяйственным образом;
в\совмещение первых способов, т.е. отдачу одних работ и покупку некоторых материалов с публичных торгов, контактам, а других - хозяйственным образом;
г\отдачу гуртом на подряд строения с публичных торгов на общем основании подрядов". (ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1833.- т.7, ст. 5624, с. 630 - 631.)
На работы и поставки по подрядам с публичных торгов строительная комиссия представляла полные кондиции /на основании чертежей и смет, с указанием качества и количества материалов, работ, сроков, платежей и т.п./, и вызывала желающих на торги, происходившие в казенной палате в присутствии члена комиссии.
Главный надзор за деятельностью строительных комиссий осуществляли начальники путей сообщения, кроме того комиссии были связаны тройной отчетностью: 1/ ежемесячные отчеты о деятельности представлялись в департамент путей сообщения и публичных зданий;
2/ технические отчеты по производству работ - в Главное управление путей сообщения; 3/ текущие и годовые денежные отчеты - в казенную палату.(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1833.- т.7, ст. 5624, с. 632 - 633.)
Губернским строительным комитетам были подчинены арестанские роты, созданные в ведении Главного управления путей сообщения. 11 октября 1827 года царь утвердил положение комитета министров о формировании в губернских городах арестанских рот гражданского ведомства / по типу военно - арестанских рот, создававшихся с 1825 года/ в результате чего "приобретены будут две главные выгоды: дешевый способ к устройству губернских городов и к производству разных городских работ, и отмена издержек на отправление ... арестантов и продовольствие их в пути ..."(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1830.- т.2, ст. 1455, с. 884.)
В ротах, где устанавливалась воинская дисциплина (ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1830.- т.3, ст. 1893, с. 326.), содержались:
1\ бродяги, осужденные к ссылке (ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1830.- т.2, ст. 1455, с. 884.)
2\ способные к работе преступники (ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1830.- т.3, ст. 1893, с. 326.)
3\ членовредители (ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1831.- т.6 отделение 1, ст. 4677, с. 559.) и т.п.
Срок содержания в ротах определялся только для бродяг, остальные заключенные считались бессрочными.
Согласно штату арестанской роты гражданского ведомства, утвержденного 15 мая 1831 года, рота состояла из 4 офицеров, фельдфебеля, 18 унтер-офицеров и 150-180 арестантов. (ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1831.- т.6 отделение 1, ст. 4573, с.382, 824.)
26 ноября 1838 года было утверждено положение о Ярославской арестантской роте гражданского ведомства. В роту, которой командовал штабс-капитан или порутчик, назначались по договоренности губернатора с Инспекторским департаментом военного ведомства 3 офицера, 20 унтер-офицеров, 2 барабанщика, 2 цирюльника, писарь и по распоряжению губернатора, 200 арестантов /при этом число арестантов из бродяг не ограничивалось/.(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1839.- т.13 отделение 2, ст. 11779, с. 344.)
В роту определялись из Ярославской губернии:
1. беглые и бродяги;
2. лица от 35 до 40 лет, осужденные за малозначительные преступления к ссылке в Сибирь на поселение;
3. лица, осужденные за малозначительные преступления на крепостную работу или к заключению в рабочие дома;
4. "люди дурного поведения", отдаваемые для исправления по приговорам обществ или помещиков.(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1839.- т.13 отделение 2, ст. 11779, с. 344.)
Издержки за содержание роты покрывались из земских сборов Ярославской губернии.
Ротой командовал член строительного комитета штаб - офицер, отвечавший за состояние роты и производство работ, обучение арестантов строительным специальностям. По всем вопросам он представлял рапорты в строительную комиссию.
Первоначально Ярославская рота подчинялась командиру внутреннего гарнизонного батальона, и только 26 ноября 1842 г. на заседании Ярославской губернской строительной комиссии было решено передать дела роты в ведение комиссии.(ГАЯО, ф.76, оп.1, д.80, л.143.)
Арестанская рота производила работы, находящиеся в ведении строительного комитета: мощение улиц, рытье канав, сооружение мостов и т.д. Предписание Главноуправляющего путями сообщения от 26 мая 1843 года Ярославской губернской строительной комиссии разрешалось использовать арестантов на работах у частных лиц. (ГАЯО, ф.76, оп.1, д.96, л.8.)
Комиссия была обязана:
1. изыскивать средства для обучения арестантов строительным специальностям;
2. предоставлять работу;
3. обеспечивать инструментами;
4. выплачивать 14 коп. в день на арестанта (ГАЯО, ф.76, оп.1, д.96, л.345.) - осуществлять надзор за хозяйственным устроийством роты (ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1846.- т.20 отделение 1, ст. 19285, с. 1019.)
Число арестантов быстро росло, роты переполнялись, и уже законами 1848, 1853 гг.правительство возобновило ссылку осужденных в Сибирь.
Указом Сената от 7 января 1863 г. арестанские роты были переданы "в заведывание местных губернских правлений".(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1846.- т.38 отделение 1, ст. 40369.)
28 февраля 1864 года царь утвердил положение комитета Министров "О временных правилах управления арестанскими ротами гражданского ведомства".
Роты переходили в ведение МВД, подчинялись губернаторам, а заведывание их хозяйственной деятельностью и отчетностью возлагалось на губернские правления, которым передавались "соответствующие права и обязанности строительных комиссий".(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1846.- т.38 отделение 1, ст. 40643 с.193 -195.)
29 октября 1864 года "управление по частям строительной и дорожной" передавалось из ведомства Главного управления путей сообщения и публичных зданий в ведение МВД, а в губерниях, вместо строительных и дорожных комиссий, учреждались строительные отделения при губернских правлениях.(ПСЗ, Собр. 2. - СПБ.,1846.- т.39 отделение 2, ст. 41394 с.100 - 101; См. ф.80.) На последнем заседании Ярослаской губернской строительной комисии 14 декабря 1864 г. было решено безотлагательно передать в Ярославскую думу "состоящие в распоряжении комиссии особые капиталы для производства ссуд на постройку домов в городах".(ГАЯО, ф.76,оп.1,д.1215,л.1097 -1097об.)

Группа ВКонтакте Канал на Youtube