Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Ярославская городская управа, город Ярославль Ярославской губернии. 1870-1918 гг.

Фонд № 509

Крайние даты документов: 1846 — 1918 гг.

Раздел рубрикатора:  (укажите название первого рубрикатора)

Описи фонда
Заголовок Даты документов
Опись № 1а дел постоянного хранения 1859 — 1917
1 1 Опись № 1, т. 1 дел постоянного хранения 1860 — 1918
1 2 Опись № 1, т. 2 дел постоянного хранения 1860 — 1918
2 Опись № 2 дел постоянного хранения 1863 — 1918
3 Опись № 3 дел постоянного хранения 1859 — 1918
4 Опись № 4 дел постоянного хранения 1846 — 1918
5 Опись № 5 дел постоянного хранения 1871 — 1918
Опись № 5а дел постоянного хранения 1873 — 1918
6 Опись № 6 дел постоянного хранения 1896 — 1918

В состав фонда входят журналы заседаний городской думы и думских комисий, годовые отчеты городской управы и подведомственных ей учреждений, окладные книги, главные книги, журналы генеральных проверок торговых и промышленных заведений, списки гласных думы и служащих канцелярии управы, дела о сдаче в аренду городских земель, об открытии учебных заведений и библиотек, о строительстве железных дорог, водопровода, городской электростанции, о состоянии здравоохранения в городе и другое.

Историческая справка


Рост городов в России, являвшийся следствием развития капитализма, еще до отмены крепостного права поставил на повестку дня вопрос о пересмотре городского "Положения" 1785 года.
Но новое "Городовое положение" было утверждено лишь 16 июня 18790 года. (ПСЗ. Изд. 2-е. Т. 45. № 48498) В соответствии с ним создавались бессословные органы городского управления: городская дума и городская управа.
Городская дума являлась распорядительным органом. Она состояла из гласных, избиравшихся раз в 4 года налогоплательщиками, достигшими 25 лет. Все участвовавшие в выборах разделялись на 3 избирательных собрания: в состав первого включались крупные налогоплательщики, в состав второго - средние, в состав третьего - мелкие. А так как каждое собрание избирало одинаковое число гласных, то преобладание в думе получали представители крупной и средней торгово-промышленной буржуазии.
Городская дума избирала из своего состава исполнительный орган - городскую управу в составе городского головы и членов управы. Городской голова, который утверждался в должности министром внутренних дел, возглавлял и думу, и управу. Городская управа имела постоянную канцелярию, возглавлявшуюся городским секретарем и разделявшеюся на отделы (столы), соответствующие функциям городского самоуправления. Управа ежегодно отчитывалась перед думой в своей деятельности.
"Для принятия мер в случаях чрезвычайных, а также для заведывания отдельными отраслями городского хозяйства и общественного управления дума могла, по представлению городской управы, учреждать особые исполнительные комиссии, временные или постоянные, состоящие из лиц, назначенных думой."
В ведении городского самоуправления было благоустройство города, народное образование, здравоохранение, благотворительные заведения, попечение о развитии торговли и промышленности.
Для получения городских финансов думе предоставлялось право устанавливать в пользу города следующие сборы:
"оценочный с недвижимых имуществ;
с документов на право производства торговли и промыслов;
с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавочек", а также "с извозного и перевозного промыслов, с лошадей и экипажей содержимых частными лицами и с владельцев собак".
Деятельность органов городского самоуправления была поставлена под строгий надзор властей. Для рассмотрения "возникающих по жалобам, пререканиям или непосредственному усмотрению губернатора дел о незаконности определений городского управления" в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие, председателем которго являлся губернатор.
Первое заседание Ярославской городской думы, избранной на основе "Городового положения" 1870 года, состоялось 16 марта 1871 года.(Журналы Ярославской городской думы за 1871 год. Ярославль, 1877. С. 8.) Дума состояла из 66 гласных. Городская управа была избрана в составе четырех членов и пятерых кандидатов. Городским головой стал купец Рафаил Иванович Кокуев. Сведений о структуре канцелярии городской управы за 70-90-е годы XIX века не обнаружено.
Переход реакции в наступление после убийства Александра II отразился и на городском самоуправлении. Прежнее "Городовое положение" было 11 июня 1892 года заменено новым "Положением", которое значительно сузило число избирателей, заменив налоговый ценз имущественным. Избирательные права получили горожане, которые имели недвижимое имущетсво оцененное "в губернских городах с населением свыше 100 тыс. Человек - не менее 1500 руб., а в прочих городах губернских и областных..., а равно в более значительных уездных городах не менее 1000 руб." и которые имели "торговые предприятия одного из первых двух разрядов, промышленные предприятия - одного из первых пяти разрядов и пароходные - за содержание которых уплачено основного промыслового налога свыше 50 руб. в год".(Городовое положение 11 июня 1892 г. Издание 6-е. С.-Петербург, 1908. С. 104-105.) Таким образом мелкие и отчасти средние налогоплательщики лишались избирательных прав.
После введения этого "Положения" число избирателей в городе Ярославле сократилось до одного процента от всего населения города.(Ярославль. Очерки истории города. Ярославль, 1954. С. 123.) В 1913 году в думе было всего 80 гласных и 17 кандидатов в гласные.(ГАЯО, ф. 509, оп. 1, д. 1728, л. 158.)
При городской думе существовали различные комиссии, число которых не было постоянным, так как одни комиссии ликвидировались, другие образовывались. Так 26 апреля 1912 г. была образована специальная комиссия для рассмотрения вопросов, связанных с постройкой городской больницы.(ГАЯО. Ф. 509, оп. 1, д. 1595, л. 11) В 1913 г. были образованы четыре новые комиссии: хозяйственная, занимавшаяся вопросами заготовки топлива, строительными материалами и т.д.; юридическая - для рассмотрения юридических вопросов, возникающих при деятельности городских учреждений; комиссия о пользах и нуждах общественных - для предварительного рассмотрения предложений и представлений администрации, докладов городской управы, заявлений гласных и частных лиц; комисия по общественному призрению, занимавшаяся богадельнями, приютами и другими благотворительными заведениями. Тогда же санитарная комиссия была преобразована в комиссию общественного здравия, школьная комиссия - в комиссию по народному образованию, финансовая комиссия - в финансовую и бюджетную комиссию.(ГАЯО, ф. 509, оп. 1, д. 1595, л. 3-4)
В 1917 году при думе существовали следующие комиссии:
- ревизионная
- строительная и воинско-постойная
- водопроводно-канализационная
- по благоустройству города
- общественного здравия и призрения
- арендная
- народного образования: театральная, библиотечная, по внешкольному образованию подко- миссии
- по скотобойням
- оценочно-раскладочная
- финансовая
- продовольственная
- топливная
- трамвайная
- пожарно-милиционная
- юридическая
- по выборам в Учредительное собрание (ГАЯО, ф. 509, оп. 1, д. 1916, л. 7-18)

Канцелярия городской управы в 1913 г. выглядела так:
исполнительный (секретарский) отдел
хозяйственный отдел
арендный отдел
по воинской повинности (квартирный) отдел
общественного призрения отдел
школьный отдел
оценочно-окладной отдел
общественного здравия отдел
водопроводный отдел
строительный отдел
городских скотобоен отдел
инвентарный отдел
городских сборов отдел
по составлению смет и отчетов отдел
бухгалтерия
регистратура и архив (ГАЯО, ф. 509, оп. 1, д. 3704, л. 39)
Эта структура с небольшими изменениями просуществовала до 1918 г.
В феврале 1918 г. городская управа в городе Ярославле была ликвидирована.(Ярославль социалистический. Ярославль, 1960. С. 15.)

Группа ВКонтакте Канал на Youtube