Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Отдел коммунального хозяйства исполкома Ярославского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и местный комитет профсоюза работников коммунального хозяйства, г.Ярославль, Ярославская губерния. 1920-1929 гг.

Фонд № Р-208

Крайние даты документов: 1918 — 1929 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов
1 Опись №1 дел постоянного хранения 1918 — 1929
2 Опись №2 дел по личному составу 1919 — 1929
3 Опись №3 дел постоянного хранения 1922 — 1929
4 Опись №4 дел постоянного хранения 1925 — 1926

Документальные материалы фонда Р-206 "Отдел коммунального хозяйства исполкома Ярославского губернского Совета РК и КД" поступили на постоянное хранение в государственный архив Ярославской области в мае 1935 года.
Так как, городской коммунальный отдел, где находились материалы губкоммунотдела до 1935 года сменил не одно помещение, в результате частых переездов из одного помещения в другое, большая часть документальных материалов была утеряна, расхищена и разбита.
В государственный архив документальные материалы поступили не систематизированными и большей частью в россыпи.
В архиве фонд был подвергнут научно-технической обработке. На дела были составлены заголовки, дела подшиты, зашифрованы и закартонированы. На документальные материалы фонда в количестве 3038 ед.хр. было составлено 2 описи.
Опись №1, в двух томах составлена по хронологически-структурному признаку, опись №2 по хронологическому признаку. Экспертиза проводилась в 1935 году при обработке фонда.
В 1943 году вторично проводилась экспертиза ценности документальных материалов фонда.
В результате этой экспертизы к уничтожению было выделено 93 ед.хр., как утратившие историческую ценность и не имеющие практического значения.
В соответствии с перспективным планом создания и усовершенствования научно-справочного аппарата к описям было намечено создать объединенный архивный фонд, присоединив к фонду Р-208 фонд P-3214 " Местный комитет Ярославского губернского отдела профессионального союза работников коммунального хозяйства" и написать к нему предисловие.
При создании объединенного архивного фонда документальные материалы фонда Р-208 были подвергнутый научно-технической обработке.
Работа над фондом была начата с проверки правильности фондирования, при. этом были 33 ед.хр. переданы в фонд 1358 "Отдел коммунального хозяйства исполкома Ярославского горсовета РК и KД", 1 ед.хр. в фонд 2269 "Исполком Ярославского городского Совета РК и КД"', 1 ед.хр. в фонд 372 "Ярославский губернский Совет народного хозяйства".
В свою очередь в фонд Р-208 губкоммунотдела из фонда горкоммунотдела было передано 4 ед.хр, как образовавшиеся в делопроизводстве губернского коммунального отдела.
При проведении экспертизы ценности документальных материалов фонда, решено выделить к уничтожению группу дел "Договора с частными лицами о сдаче им в аренду земли и помещений для ведения торговли". Был составлен акт о выделении в макулатуру 290ед.хр.
После выявления крайних дат появилась необходимость пересистематизации дел, так как в старых описях даты были указаны неточно (т.е. в 1920г. были документальные материалы за 1919,1923 и другие годы).
Документальные материалы по личному составу выделены в самостоятельную опись №2. При этом личные карточки сотрудников коммунального отдела подобраны в дела и вместо 445 ед.хр. в опись внесено 29 ед.хр.
На документальные материалы по общему делопроизводству составлена одна опись № 1 по хронологически-структурному принципу.
Внутри каждого года дела отсистематизированы с учетом номинального признака.
Заголовки дел в основном раскрывают их содержание, поэтому в переработке не нуждались, некоторые заголовки дел были отредактированы.
Дела подобраны согласно новой систематизации, зашифрованы и закартонированы.
На фонд составлено 4 описи с 2897 ед.хр.

Историческая справка

В конце февраля 1918 года в городе Ярославле при исполкоме горсовета был организован отдел Совета, вместо существовавшей до того времени городской управы (р-208,оп.1,ед.хр.17, л.123).
Вскоре он был переименован в отдел местного хозяйства.
Компетенции отдела подлежало разностороннее хозяйство города, поэтому многие стороны деятельности бившей городской управы от него отошли, и в то же время чисто хозяйственная деятельность отдела расширилась. Дело народного образования, здравоохранения, общественного призрения, милиция, продовольствие выделились в самостоятельные отделы при исполкоме. К отделу же местного хозяйства отошли: вся область городских, общего пользования предприятий, всё дело городского благоустройства, ведение всеми городскими землями и зданиям и дело муниципализации недвижимостей, учет и распределение жилых, торговых и складочных помещений, а также мебели и имущества.
В области благоустройства деятельность, отдела сводилась тогда к самому необходимому выполнению - ремонту мостовых, мостов, канав, заграждений.
В области текущего ремонта производство затруднялось невозможностью организовать ремонтное отделение из-за отсутствия технических и рабочих сил и материалов.
Пожарная охрана перешла в ведение отдела в 1919г. Управляющим и руководящим органом была коллегия, в составе лиц, утверждаемых горисполкомом, во главе с заведующим, назначаемым исполкомом.
В марте 1920 года отдел местного хозяйства переименован в городской коммунальный отдел (Отчет губисполкома, 1922-1923 г.г., стр.90).
16 сентября 1920 года на заседании коллегии губернского отдела Управления было принято решение о создании губернского коммунального отдела.
Это решение мотивировалось следующим заявлением:
"Принимая во внимание, что городские коммунальные отделы не имеют своего губернского центра, который бы давал указания и директивы, составлял губернские сметы, коллегия отдела управления нашла, что организация губернского коммунального отдела является неотложной необходимостью". (p-1431,on.1, д.35, л.271).
Ведению губернского коммунального отдела подлежало все сложное и многообразное хозяйство города:
а) жилищное дело, муниципализация недвижимостей, заведование муниципализированными владениями, ремонтно-строительные работы;
б) заведование и эксплуатация находящихся внутри городской черты, а также за ее пределами отдельных земельных участков;
в) заведование. предприятиями общего пользования (водопровод, освещение всех видов, трамвай, местное пароходство, паромы и перевозы, канализация, бани, прачечные, парикмахерские и т.п.);
г). благоустройство населенных пунктов (планировка, очистки, мостовые и мосты, набережные, сады, скверы, памятники, проведение и ремонт дорог);
д) похоронное дело.
В соответствии с этими функциями губернский коммунальный отдел был разбит на ряд подотделов с разграничением в них работы по различным отраслям хозяйства:
1. Управление делами.
2. Жилищный подотдел.
3. Земельный подотдел,
4. Технико-строительный подотдел.
5. Подотдел предприятий.
6. Пожарный подотдел.
7. Подотдел снабжения.
6. Финансово-отчетный подотдел.
Во второй половине ноября 1921 года губернский коммунальный отдел путем слияния с городским отделом принял функции последнего в свое управление - заведование (отчет губисполкома 13 съезду Советов).
Деятельность Губкоммунотдела в это время проводится одновременно по двум направлениям;
- ведение своего хозяйства в городском масштабе,
-согласование и инструктирование, уездных коммунальных отделов, снабжение и авансирование их материалами.
В 1921 году общее количество служащих канцелярии Губкоммунотдела составляло 116 человек, к 1 октября 1922 года количество служащих увеличилось до 190 человек.
Приходно-расходная смета на l922-1923 г.г. сбалансирована в сумме 324347943 pyб.
По смете доходов первое место занимают арендная плата за торговые и складочные помещения - 55 % бюджета, доходы с предприятий и хозяйств - 28%, аренда земель-16 %, случайные поступления - 1 %.
Расходы по смете определяются в следующем виде: на благоустройство - 26 %, на ремонт и содержание зданий - 23 %, на содержание коммунальных предприятий и хозяйств - 19 %,на разные расходы - 13 %, на противопожарную охрану - 9%, на расходы санитарного хозяйства - 5 %, на содержание органов коммунхоза - 5 % (отчет Губисполкома 13 съезду Советов, стр.100).
К 1923 году губернский коммунальный отдел имел следующую структуру:
подотдел финансово-отчетный, благоустройства, жилищный, городского водопровода, транспортный, дорожный, торгово-промышленный, статистические отделений, секция арендная, секция земельная, секция пожарная. (р-208,оп.1, д.282, л.11).
Все вопросы организационно-хозяйственного порядка рассматривались в отделе с участием представителя губотдела союза работников коммунального хозяйства и после в коммунальной секции горсовета, разработанными вносились в высшие губернские учреждения на утверждение и только после этого проводились в жизнь. Попутно с этим, членами коммунальной секции производились обследования всех предприятий, отдельных хозяйств и пожарных команд, по которым имелись дефекты, последние фиксировались в особых актах и обсуждались на секции.
Связь с уездными коммунальными отделами поддерживалась путем организации коммунально-статистической отчетности по губернии.
Работа в губернском масштабе ограничивалась проведением общей муниципализации и демуниципализации владений, земельной ренты, систематизацией отчетного материала, инструктированием по отдельным вопросам, проведением совещаний по пересмотру и сокращени-:' 'юдттета на 9 месяцев.
В ведении Г'убкоммунотдела находились следующие предприятия:
а) общественного пользования:
1) электростанция - трамвай "Красный луч",
2) городской водопровод,
3) бани № 1 и № 2,
4) гостиницы №№ 1,2 ,
5) городские скотобойни,
6) техническо-строительный магазин № 1.
б) произродственного характера:
l) кирпично-механический завод "Освобожденный труд",
2) алебастровый завод "Красный Октябрь" № 2,
в) смешанного характера
1) транспортная секция: автотранспорт, рабочий обоз, ассенизационный обоз.
В 1924 году все предприятия губернского коммунального отдела были переведены на хозрасчет.
К 1 октября 1924 года губернский коммунальный отдел имел 98 служащих в административно-хозяйственном аппарате и подразделялся на 5 подотделов:
1. Управление делами с юридической частью и бюро коммунальной статистики.
2. Подотдел благоустройства.
3. Жилищный.
4.Подотдел предприятий.
5.Подотдел дорожный.
С 1 апреля 1927 года из губернского коммунального отдела выделился городской коммунальный отдел (газета "Северный рабочий" от 5/04 -24г.,-№76).
В городском и губернском коммунальных отделах в 1928-1929г.г. был общий заведующий.
Самым важным вопросом в те годы было смягчение, жилищного кризиса в крупных городах, особенно в г.Ярославле. Большое место при этом предназначалось, жилищно-арендной и строительной кооперации.
Ближайшей заботой губернского коммунального отдела в области арендной кооперации были:
1) дальнейшее укрепление существующих жактов,
2) передача части муниципализированного фонда жактам.
Губернский коммунальный отдел функционировал до 1929 года и был реорганизован при проведении административно-территориальной реформы.

Переименования

Название Период
1.Отдел коммунального хозяйства исполнительного комитета Ярославского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г.Ярославль,Ярославская губерния. 01.01.1920 — 14.01.1929
2.Местный комитет профессионального союза работников коммунального хозяйства. г.Ярославль,Ярославская губерния 01.01.1920 — 14.01.1929
Группа ВКонтакте Канал на Youtube