Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Административные отделы исполкомов Ярославского губернского и уездных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и пешеконный резерв губернского административного отдела, г.Ярославль Ярославской губернии. 1923-1929 гг.

Фонд № Р-514

Крайние даты документов: 1922 — 1929 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов
1 Опись №1 дел постоянного хранения 1922 — 1929
4 Опись №4 дел постоянного хранения 1923 — 1926

Документальные материалы фонда Р-514 "Ярославский губернский административный отдел" поступили на постоянное хранение в Государственный архив Ярославской области в 1940 году.
В 1941 году документы фонда подвергнуты экспертизе. При этом к уничтожению было выделено 296 ед. хранения, как не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение.
Документы, оставленные на постоянное хранение были обработаны работниками архива - подшиты, составлены заверительные надписи, отсистематизированы, описаны.
Всего описей на документы фонда составлено 3. В первую опись внесено 1361 дело за 1923-1929 годы.
- циркуляры, инструкции НКВД, приказы,
- постановления Яргубисполкома,
- циркуляры и распоряжения административного отдела,
- протоколы заседаний президиума губисполкома,
- протоколы совещаний при губернской прокуратуре,
- протоколы совещаний начальников волмилиции,
- протоколы совещаний городской подкомиссии по изъятию церковных ценностей,
- доклады о борьбе с преступностью,
- заявления граждан о выдаче разрешений и патентов на торговлю,
- статистический материал о преступности в губернии,
- материал по регистрации религиозных общин,
- переписка о розыске и задержании преступников,
- переписка с ЦАУ (центральным административным управлением) НКВД.
Во вторую опись внесено 4116 личных дел сотрудников административного отдела.
В третью опись внесено 29 ед.хранения за 1921-1927 годы.
- приказы по административному отделу,
- протоколы совещаний при исполкоме,
- материалы по регистрации религиозных общин и т.п. Документальные материалы фонда Р-2635 "Даниловский уездный административный отдел" поступили на постоянное хранение в Государственный архив Ярославской области в 1947 году.
Всего принято 9 личных дел начальников волостных милиций за 1923-1929 годы.
Документальные материалы фонда Р-1758 "Ярославский уездный административный отдел" поступили на постоянное хранение в Государственный архив Ярославской области в 1940 году. На документальные материалы составлено 2 описи. В первую опись внесено 11 дел за 1926, 1928 годы:
- циркуляры подотдела уголовного розыска губернского административного отдела,
- протоколы допросов,
- переписка о прекращении письменных розысков и др. Во вторую опись внесено 9 дел за 1922-1930 годы:
- протоколы общих собраний верующих,
- описи церковного имущества,
- списки членов исполнительных органов религиозных общин и др.
Документальные материалы фонда Р-1189 "Ярославский пешеконный резерв при Ярославском губернском административном отделе" поступили на постоянное хранение в Государственный архив Ярославской области в 1932 году.
На документальные материалы фонда составлена опись по хронологическому признаку.
В опись внесено 14 дел за 1924-1925 годы:
- приказы, распоряжения и циркуляры административного отдела,
- приказы по милиции и уголовному розыску,
- доклада о деятельности резерва,
- программы 16-недельного обучения милиционеров и т.д. Документальные материалы вышеперечисленных фондов используются для работы сотрудниками архива и исследователями.
В связи с тем, что губернский и уездные административные отделы ликвидированы, все документальные материалы переданы в архив и новых поступлений не будет, решено в соответствии с перспективным планом создания и усовершенствования научно-справочного аппарата создать объединений архивный фонд: "Губернский и уездные административные отделы исполнительных комитетов Советов РK и КД и пешеконный резерв" и составить к нему предисловие.
Документы фонда Р-514 были подвергнуты частичной научно-технической переработке. Были выявлены даты, документы по личному составу выделены из 1-ой и 3-ей описей и внесены в опись № 2.
Дела были отсистематизированы, исключая материалы по регистрации религиозных общин и обществ по губернии.
Дела по регистрации религиозных обществ и общин оставлены по старой систематизации, так как этот вариант наиболее удобен; они вынесены в конец описи и отсистематизированы по волостям и уездам.
Заголовки дел пересоставлены и отредактированы.
Документы уездных административных отделов и пешеконного резерва включены в опись губернского административного отдела на правах структурных частей.

Историческая справка

В первые годы Советской власти Народный Комиссариат Внутренних дел и отделы управления исполкомов местных Советов выполняли основную работу в области советского строительства.
С окончанием гражданской войны укрепилось положение местных Советов, поэтому опека органов внутренних дел над Советами стала излишней. Назревала необходимость перестройки органов охраны общественного порядка.
В 1923 году была проведена административная реформа органов НКВД.
Из ведения НКВД и отделов управления были изъяты функции советского строительства и переданы в центре - ЦИКам, а на местах президиумам исполкомов местных Советов.
НЭП вызвала оживление капиталистических элементов.
Это потребовало усиления административного надзора по отношению к частным предпринимателям, кулакам, торговцам, религиозным организациям и др.
В результате административной реформы в деятельности органов управления вопросы советского строительства уступили место административному надзору.
19 ноября 1923 года на заседании президиума Ярославского губернского исполнительного комитета было принято Постановление "Губернский отдел управления реорганизовать в губернский административный отдел с передачей организационно-инструкторского подотдела в президиум Губисполкома". (р-1431, оп.1, д.171, л.90).
Основными функциями губернского административного отдела были:
- проведение в жизнь распоряжений и постановлений центральных и местных органов власти;
- установление и организация революционного порядка и гражданской безопасности;
- борьба с преступностью;
- проведение в жизнь мероприятия по укомплектованию, обучению, службе и снабжению милиции;
- руководство деятельностью мест заключения, осуществление мероприятий центральной и местной власти в области карательной политики;
- руководство деятельностью уездной милиции, уголовного розыска, исправительно-трудовых домов, их инспектирование и инструктирование;
- распоряжение кредитами, отпускаемыми на содержание административного отдела и подведомственных ему органов, учет и контроль по расходованию денежных средств;
- проведение в жизнь закона об отделении церкви от государства,
- утверждение и регистрация уставов общества;
- выдача разрешений на право заказа печатей и штампов на устройство зрелищ, собраний, шествий, манифестаций;
- борьба со стихийными бедствиями;
- учет лиц, лишенных избирательных прав. (Р-1423, оп.1, д.24, л.З-Зоб.).
Административный отдел имел следующую структуру:
1. Общий подотдел:
- канцелярия,
- финансово-материальная часть,
- бюро записей актов гражданского состояния,
- отделение по регистрации обществ и иностранцев.
2. Подотдел милиции:
- строевая часть,
- службы милиции,
- адресный стол.
3. Подотдел уголовного розыска:
- активно-секретная часть,
- регистратура.
4. Подотдел управления местами заключения:
- административная часть,
- бюро принудительных работ.
(Р-514, оп.1. д.44).
Начальник административного отдела губисполкома одновременно был начальником губернской милиции. Его избирал губернский исполнительный комитет.
Губернский административный отдел подчинялся Центральному Административному Управлению НКВД.
Весь штат административных органов по губернии составлял 1449 человек.
Полит. состав административного отдела на 50% состоял из крестьян, на 47% из рабочих и на 3% из интеллигенции.
В конце 1925 года структура губернского административного отдела несколько изменилась.
1. Общий подотдел:
- общее отделение (канцелярия)
- бюро ЗАГС
- отделение по регистрации обществ и иностранцев. <,. Подотдел милиции:
- отделение службы милиции,
- адресный стол,
- паспортный стол.
2. Подотдел уголовного розыска:
- активно-секретная часть,
- регистрационное бюро.
4. Инспекция мест заключения.
5. Финансово-материальная часть.
6. Отделение ведомственной милиции. (Р-1431, оп. 1, д. 681).
В 1928 году структура административного отдела изменилась:
1. Общий подотдел:
- общее отделение,
- отделение административного надзора,
- отделение иностранное,
- бюро ЗАГС.
2. Подотдел милиции:
- отделение службы и подготовки,
- адресный стол,
- стол удостоверений личностей,
3. Подотдел уголовного розыска:
- активно-секретная часть,
- регистратура преступлений.
4. Подотдел ведомственной милиции.
5. Инспекция мест заключения.
6. Финансово-материальная часть. (Р-1431. оп. 1, д. 570).
При создании губернского административного отдела в уездах губернии административно исполнительные функции сосредотачиваются в уездных управлениях милиции.
В результате административной реформы установилась следующая система учреждений административного надзора:
Центральное Административное управление
Губернский административный отдел
Уездное управление милиции.
Начальник уездной милиции подчинялся президиуму уездного исполнительного комитета, но при этом ему давались некоторые административные права.
1924 года по 1927 год уездные управления милиции реорганизуются в административные отделы исполнительных комитетов уездных Советов.
При Ярославском уездном исполкоме в 1926 году был организован административный отдел.
В 1925 году при Даниловском уездном исполкоме организован административный отдел.
Документальные материалы этих отделов сохранились неполностью, поэтому установить точную дату образования этих отделов не предоставляется возможным.
Функции уездных административных отделов были аналогичны функциям губернского административного отдела, только в масштабах уезда.
При административном отделе губисполкома с 1924 года по 1925, год существовал губернский пешеконный резерв.
В 1929 году в связи с изменением административно-территориального деления были упразднены губернский и уездные административные отделы.

Переименования

Название Период
.. — ..
1.Административный отдел исполнительного комитета Ярославского губернского Совета рабочих,крестьянских и красноармейских депутатов г.Ярославль.Ярославская губерния 01.01.1923 — 14.01.1929
4. Пешеконный резерв административного отдела исполнительного комитета Ярославского губернского Совета рабочих,крестьянских и красноармейских депутатов г.Ярославль,Ярославская губерния. 01.01.1924 — 01.01.1925
2. Административный отдел исполнительного комитета Даниловского уездного Совета рабочих,крестьянских и красноармейских депутатов г.Данилов,Даниловский уезд,Ярославская губерния. 01.01.1925 — 01.01.1927
3. Административный отдел исполнительного комитета Ярославского уездного Совета рабочих,крестьянских и красноармейских депутатов г.Ярославль, Ярославская губерния. 01.01.1926 — 14.01.1929
Группа ВКонтакте Канал на Youtube