Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Ярославская губернская и уездные рабоче-крестьянские инспекции г.Ярославль, Ярославская губерния

Фонд № Р-773

Крайние даты документов: 1917 — 1929 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов
1 Опись №1 дел постоянного хранения 1917 — 1929
2 Опись №2 дел постоянного хранения 1919 — 1929
3 1 Опись №3, т.1 дел постоянного хранения 1917 — 1921
3 2 Опись №3, т.2 дел постоянного хранения 1917 — 1928

Документы архивного фонда Р-773 "Ярославская губернская рабоче-крестьянская инспекция" поступили на государственное хранение в Ярославский архив Октябрьской революции в 1930 году в состоянии россыпи. Позднее они были подвергнуты черновой обработке. В 1933-1940 на имеющиеся документы были составлены три описи.
Регулярно проводились проверки наличия и состояния дел фонда. В 1970 году была проведена научно-техническая переработка описей. В процессе переработки к фонду Р-773 были присоединены Ф.Р-1232 "Даниловская уездная РКИ", фонд P-I891 "Любимская уездная РКИ", фонд P-I892 "Тутаевская уездная РКИ". В результате был образован объединенный архивный фонд Р-773 "Ярославская губернская и уездные рабоче-крестьянские инспекции", состоящий из 4-х описей.
В 1992 году была рассекречена ипередана на общее хранение опись №5.
В 1999 году была проведена новая научно-техническая переработка описей, т.к. прежняя, проведенная в 1970 году, не соответствовала современным требованиям.
В процессе научно-технической переработки были отредактированы заголовки дел и уточнена их датировка. Была проведена работа по определению фондовой принадлежности документов, в результате которой была обнаружено 30 дел. Из них пять дел передано в фонд 138 "Ярославская контрольная палата", одно дело фонд P-2I4 "Ярославский губернский прокурор", два дела в фонд Р-772 "Ярославская окружная РКИ", одно дело в фонд Р-2633 "Даниловская районная РКИ", пять дел в фонд Р-2423 "Коллекция дел о лицах, лишенных избирательных прав и раскулаченных", три дела в научно-справочную библиотеку ГАЯО тринадцать дел в Рыбинский, филиал ГАЯО. Было обнаружено два незаинвентаризированных дела и одно ранее описанное. 25 дел было объединено с другими делами. Старые описи включены в состав фонда на правах дел.
В результате переработки были составлены три новые описи. В опись №1 вошли дела по основой деятельности за 19I7-1929 годы. Они систематизированы по хронологической схеме. В опись № 2 вошли дела Бюро жалоб за I9I9-I929 годы. Они систематизированы также по хронологической схеме. В опись № 3 вошли дела по личному составу за I9I7-I928 годы. Они систематизированы по хронологически-тематической схеме.
К описям составлены предисловие, список сокращенных слов, оглавления и сводная переводная таблица шифров.
Всего в ОАФ Р-773 содержится 7145 дел за I9I7-I929 годы.

Историческая справка

Одним из первых декретов новой советской власти было Положение о рабочем контроле, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 14 /27/ ноября 1917 года. Согласно ему "во всех промышленных, торговых, байковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и прочих предприятиях, имеющих наемных рабочих или же даюших работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия. Рабочий контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения.
Решения органов рабочего контроля были обязательны для всех владельцев предприятий.
Но рабочий контроль охватывал только частное производство. Создание и развитие советского государственного аппарата, а также национализация промышленности и банков поставили вопрос о создании специального советского государственного контроля.
18 /3I/ января 19I8 года СНК РСФСР принял Декрет об образовании Центральной контрольной коллегии, местных учетно-контрольных коллегий и контрольных комиссий. В соответствии с ним во всех губерниях при исполкомах Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались учетно-контрольные коллегии. Их задача заключалась в установлении единообразия в действиях и инструктировании местных контролирующих органов, обобщении результатов их деятельности, проведении регулярных и внезапных ревизий учреждений и государственных предприятий. Важнейшей целью государственного контроля было определено искоренение бюрократической волокиты и создание более жизненных и рациональных форм контроля". Губернские учетно-контрольные коллегии должны били посылать ежемесячные сводки и годовые отчеты в Центральную контрольную коллегию, образованную ВЦИК.
Ярославская губернская учетно-контрольная коллегия была избрана на заседании Ярославского губисполкома 25 апреля 1918 года.
Она состояла из 8 отделений. Основной состав сотрудников коллегии составляли бывшие служащие упраздненной Ярославский контрольной палаты. В течение 1918 года в уездах были образованы уездные контрольные органы.
В мае 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля. В марте 1919 года наркомом госконтроля стал И.В.Сталин, он превратил государственный контроль в одном из главнейших наркоматов Республики.
В апреле 1919 года была осуществлена реорганизация всей системы органов контроля, в стране, которая состояла из трех частей:
Наркомата госконтроля и его местных органов, ведомственного контроля и рабочего контроля. 9 апреля 1919 года ВЦИК утвердил Декрет о государственном контроле. Основной идеей его было превращение государственного контроля "из органа формального контроля в орган народного социалистического контроля, накопления опыта социалистического строительства и постоянного совершенствования сети механизма Советской власти. Для этого предусматривалось вовлечение в его работу верхних слоев рабочих и крестьян. Все существовавшие до этого контрольные органы были объединены, за исключением партийного контроля. Государственный контроль должен был наблюдать за деятельностью всех наркоматов и их местных органов и всех вообще органов Советской власти, проверять их деятельность с точки зрения достигнутых результатов. Органы госконтроля подучили право привлекать к суду должностных лиц за упущения и преступления. Для приема от населения жалоб и заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц при Наркомате госконтроля был создан специальный орган - Центральное бюро жалоб и заявлений, а при местных отделениях госконтроля свои бюро жалоб.
В марте 1919 года Ярославская губернская учетно-контрольная коллегия была реорганизована в Ярославское губернские отделение Наркомата госконтроля. Во главе губернского отделения госконтроля находилась коллегия из 3-х человек, кандидатуры которых выдвигались губисполкомом и утверждались Наркоматом госконтроля. Структура губернского отделения госконтроля в августе 1919 года была такой:
1-й Сметно-кассовый отдел
- бухгалтерско-инструкторский подотдел
2-й Финансовый отдел
3-й Отдел социального обеспечения и охраны труда
4-й Почтовый отдел
5-й Отдел муниципалъного хозяйства
6-й Продовольственный отдел
7-й Техническо-промышленный отдел
8-й Земельный отдел
9-й Юрисконсульский отдел
- бюро жалоб
10-й Общий отдел
- секретариат
- архив
- бюро печати
- хозяйственная часть
Сметно-кассовый отдел проводил ревизии казначейств и кредитных учреждений. Финансовый отдел проходил ревизии местных органов наркоматов финансов, юстиции и народного образования. Отдел социального обеспечения и охраны труда проводил ревизии органов социального обеспечения, охраны труда и здравоохранения. Почтовый отдел проводил ревизии почт, телеграфа и телефонных станций. Отдел муниципального хозяйства проводил ревизии местных органов НКВД. Продовольственный отдел проводил ревизии продовольственных организаций. Технически-промышленный отдел проводил ревизии губсовнархоза и подведомственных ему предприятий и учреждений. Земельный отдел проводил ревизии местных органов Наркомата земледелия.
В годы гражданской войны основное внимание органы госконтроля уделяли расходованию государственных средств. С приближением конца войны снова встал вопрос о перестройке советского контроля. 7 февраля 1920 года ВЦИК утвердил Положение о рабоче-крестьянской инспекции. Реорганизация, по словам В.И.Ленина, преследовала цель "орабочивание" и "окрестьянивание" госконтроля. Наркомат госконтроля превратился в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции, а его местными органами стали губернские и уеэдные РКИ. Задачами РКИ было усиление фактического контроля путем "летучих ревизий", обследование всех органов Советское власти "как в области адми-нистративного управления, так и в области хозяйственной" и общественных организаций, наблюдение за проведением в жизнь всех декретов и постановлений Советской власти как в центре, так и на местах, наблюдение за правильным разрешением жалоб и заявлений. Одной из основных функций РКИ по-прежнему била борьба с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях. На основании накопленного опыта и наблюдений органы РКИ могли представлять на рассмотрение властей конкретные предложения об упрощении и улучшении советского государственного аппарата и о преобразовании системы управления в различных областях государственного строительства.
Положением предусматривалось создание на фабриках, заводах и в сельской местности ячеек содействия РКИ.
5 марта 1920 года Ярославское губернские отделение госконтроля было преобразовано в губернскую РКИ. Во главе ее находилась коллегия из 3-х человек, но в августе 1921 года, согласно декрету ВЦИК от 4 августа 1921 года, коллегиальное управление сменилось единоличным. Заведующий губернской РКИ избирался губисполкомом и утверждался Наркоматом РКИ. Представители уездных РКП избирались уисполкомами и утверждались губернской РКИ.
На основании приказов наркома РКИ от II января 1921 года и начальника РКИ MBО от 2 февраля 1921 года Ярославское отделение РКП МВО было присоединено к Ярославской губернской РКИ и образовало в ней военный отдел. В августе 1921 года структура губернской РКП была такой:
Управление делами
- общий подотдел
- организационно-инструкторский подотдел
Техническо-промышленный отдел
Продовольственный отдел
Сельскохозяйственный отдел
Отдел просвещения и пропаганды
Отдел социального обеспечения, охраны труда и народного здравия
Административный отдел
- почтово-телеграфный подотдел
Финансовый отдел
Военный отдел
Отдел кассовых обследований
- бюро жалоб.
В феврале 1921 года из Ярославской губернии выделилась Рыбинская губерния, просуществовавшая до февраля 1923 года. В Ярославской губернии остались 5 уездов, в которых работали уездные отделения губернской РКИ. В декабре 1925 года Даниловское и Любимское отделения были ликвидированы, так как обслуживали маловажные в промышленном отношении районы. Вместо них были оставлены особые уполномоченные РКИ при уездных исполкомах, которым придавалось по одному квалифицированному сотруднику. В феврале 1922 года были ликвидированы Ростовское и Тутаевское уездные отделения РКИ, с заменой их уполномоченными. А в марте 1922 года из-за сокращения штатов были упразднены и уполномоченные в уездах и вся работа была сосредоточена в губернской РКИ.
К началу 1922 года в губернской РКИ работали 81 человек. Структура ее изменилась:
Управление делами
- бюро жалоб
Экономический подотдел
- промышленная секция
- финансовая секция
- продовольственно-сельскохозяйственная секция
- топливная секция
- секция труда
Административно-общественный подотдел
- административно-военная секция
- секция просвещения
- секция здравоохранения и социального обеспечения.
I октября 1922 года при губернской РКИ была образована юрисконсультская часть. На многих предприятиях и в учреждениях губернии создаются ячейки содействия РКИ, которые инструктируются сотрудниками губернской РКИ и представляют в губернскую РКИ ежемесячные отчеты о своей деятельности.
С окончанием гражданской войны органы государственного контроля должны были заняться вопросами приспособления государственного аппарата и самого народного хозяйства к новым хозяйственным и политическим условиям. 18 августа 1921 года был принят декрет ВЦИК "Об усилении деятельности Рабоче-крестьянской инспекции", в котором подчеркивалось, что новая обстановка возлагает на РКИ ответственные задачи "в деле содействия по созданию экономической мощи страны " 9 января 1922 года ВЦИК утвердил новое Положение о Наркомате РКИ, в котором говорилось, что "Рабоче-крестьянская инспекция является единым органом социалистического контроля, через который Советское государство, при непосредственном участии рабочих и крестьян, осуществляет надзор за деятельностью всех государственных учреждений и предприятий, а равно общественных организаций в центре и на местах".
В феврале 1923 года, после ликвидации Рыбинской губернии, вместо Рыбинской губернской РКИ была образована Рыбинская группа РКИ, подчиненная Ярославской губернской РКИ. В уездах бывшей Рыбинской губернии работали уполномоченные РКИ: в Мологском и Мышкинском уездах до апреля 1923 года, в Пошехоно-Володарском уезде до мая 1923 года, в Угличском уезде до июня 1923 года.
Деятельность РКИ продолжала не удовлетворять руководство страны. В.И.Ленин считал необходимым объединить государственный и партийный контроль. Этот план был одобрен на 12-м съезде РКП/б/ в апреле 1923 года и вскоре проведен в жизнь. Хотя Наркомат РКИ остался самостоятельным органом советского контроля, а Центральная контрольная комиссия РКП /б/ органом партийного контроля, ЦКК руководила, и направляла всю работу Наркомата РКИ и его местных органов. Это достигалось тем, что руководящими работниками управлений, отделов и инспекций являлись по преимуществу члены ЦКК, объединяемые в свою очередь президиумом и секретариатом ЦКК. Периодически проходили заседания президиума ЦКК совместно с коллегией Наркомата РКИ, на которых рассматривались все важнейшие вопросы деятельности ЦКК - Наркомата РКИ. При этом президиум ЦКК и его органы оставляли за собой руководящую принципиальную работу, проводя свои решения через коллегию Наркомата РКИ. Состав сотрудников РКП к январю 1924 года был сокращен в два раза, с одновременным пересмотром оставшихся по деловым и политическим качествам. Преимущество получили члены партии. 3 результате по числу коммунистов Наркомат РКП уступал только Наркомату иностранных дел и ОГПУ. Изменились и методы работы ЦКК-РКИ: от сплошного, повсеместного и в значительной степени формального контроля над всеми операциями к обследованию деятельности в командных и узловых пунктах советского, хозяйственного и управленческого аппарата, организуя эти обследования по заранее разработанному плану или в зависимости от выдвигавшихся жизнью новых потребностей.
На местах также произошло объединение губернских РКИ и губернских контрольных комиссий РКП /б/. Председатель Ярославской губернской КК стал одновременно заведующим губернской РКИ. В 1924 году в губернской РКИ работало 28 человек, из них 10 было коммунистов. В уездах работали уполномоченные КК-РКИ, избираемые на губернской партийной конференции.
Структура губернской РКП в начале 1924 года была такой:
Секретариат
Ревизионно-инспекционная группа по инспектированию промышленности, сельского хозяйства и советского аппарата
Ревизионно-инспекционная группа, пи инспектированию финансовых и кредитных учреждений, государственной торговли и кооперации
Ревизионно-инспекционная группа по выполнению не предусмотренных планом работ и по заданиям губисполкома
Бюро жалоб.
Весной 1924 года структура губернской РКИ вновь изменилась:
Секретариат
Экономическая группа
Группа административной техники
Внеплановая группа
- бюро жалоб.
В 1926 году при губернской РКИ было образовано губернское бюро Института государственных бухгалтеров-экспертов. Его основной задачей являлась правильная и наиболее рациональная постановка учета, и отчетности в общегубернском масштабе.
С 10 марта 1926 года, а фактически с 26 апреля, в губернской РКИ была введена коллегиальная форма правления. Коллегия состояла из 5 человек. Структура губернской РКИ:
Канцелярия
Плановая группа
Внеплановая группа
- бюро жалоб
При губернской РКИ действовала секция Ярославского горсовета по изучению государственного аппарата и губернская штатная комиссия.
2 июля 1928 года ВЦИК утвердил '''Положение о местных органах РКИ". На них возлагались следующие задачи:
- обследование, как по собственной инициативе, так и по поручению вышестоящих органов отдельных отраслей народного хозяйства, социально-культурного строительства и государственного управления в целях разработки и постановки перед соответствующими органами вопросов о мероприятиях по улучшению состояния данных отраслей, а также изучения построения и функционирования аппарата государственных учреждений и предприятий с целью рационализации их структуры и штатов, и выработки рациональных форм их организации;
- проверка выполнения государственными и общественными учреждениями и организациями постановлений и распоряжений центральных и местных органов власти;
- выявление недостатков и достижений в работе местных общественных организаций и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- побуждение административных и хозяйственных органов к улучшению их аппарата, перенесение достижений в области организации или техники тех или других органов хозяйства и управления в другие органы;
- борьба с проявлениями бюрократизма, волокиты и протекционизма, а также с неэкономным расходованием средств, бесхозяйственностью и злоупотреблениями в учреждениях и на предприятиях;
--разработка и проведение мероприятий по организации широких масс трудящихся с целью их вовлечения в дело улучшения государственного и хозяйственного аппарата;
- содействие государственным административным и хозяйственным органам в деле подбора надлежащего состава сотрудников;
- общее руководство и согласование деятельности местных организаций, работающих в области научной организации труда, а также наблюдение за работой контрольно-ревизионных органов.
Органам РКИ предоставлялось право производить инспекционные и контрольно-ревизионные обследования всех государственных и кооперативных учреждений и предприятий, находящихся на территории данной губернии, а также акционерных, концессионных и общественных организаций, ознакомление со всеми материалами и документами всех государственных и общественных учреждений и предприятий, в том числе и секретными;
установление твердых штатов для всех учреждений, состоящих на местном бюджете.
Заведующий губернской РКИ мог приостановить незаконные распоряжения и действия местных учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц. Губернские РКИ имели право возбуждения в административном и судебном порядке преследования против должностных лиц за обнаруженные преступления и проступки.
Ярославская губернская РКИ прекратила свое существование в июле 1929 года в связи с административно-территориальной реформой.

Переименования

Название Период
Ярославская губернская и уездная рабоче-крестьянские инспекции г.Ярославль, Ярославская губерния .. — ..
2.Уездная рабоче -крестьянская Даниловская инспекция г.Данилов, Даниловский уезд, Ярославская губерния 01.01.1918 — 14.11.1923
Уездная рабоче -крестьянская Любимская инспекция г.Любим, Любимский уезд, Ярославская губерния 01.01.1918 — 14.11.1923
1.Ярославская губернская учетно-контрольная коллегия Исполкома Ярославского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Г.Ярославль,Ярославская губерния. 25.04.1918 — 06.03.1919
Уездная рабоче -крестьянская Тутаевская инспекция г.Тутаев, Тутаевский уезд, Ярославская губерния 09.12.1918 — 23.11.1923
Ярославское губернское отделение Нардного Комиссариата Госконтроля РСФСР Г.Ярославль,Ярославская губерния 06.03.1919 — 19.05.1920
Ярославская губернская рабоче-крестьянская инспекция Нардного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР г.Ярославль,Ярославской губернии 05.03.1920 — 11.07.1929
Группа ВКонтакте Канал на Youtube