Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области, г.Ярославль, Ярославская область. 24.09.1970-

Фонд № Р-1017

Крайние даты документов: 1971 — 2002 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов
1 .Опись № 1 дел постоянного хранения .Отдел юстиции исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов.(1971-21.01.92). 1971 — 1991
2 Опись № 2 дел постоянного хранения Отдел юстиции Администрации Ярославской области. 1992 — 1998
3 Опись № 3 дел постоянного хранения. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области. 1991 — 2002

Документы отдела обрабатываются впервые. Данная опись включает документы за 1971-1981 года. Отобранные для хранения документы за 1971-1973 года не полностью отражают деятельность отдела. Нет переписки с вышестоящими органами по правовой работе в народном хозяйстве и по правовой пропаганде за 1971-1972-1973 года. Нет документов, отражающих руководство адвокатурой за I972-I973 года, нет протоколов областных совещаний работников юстиции за I97I-I973 года, нет документов о работе методических советов; совета юрисконсультов за I97I-I974 года; координационно-методического за I97I-I972 года. Отсутствие документов обменяется тем, что отдел в эти годы находился в процессе организации и указанные документы еще не заводились.
За все последующие года эти документы отложились в отделе, сохранились полностью и в хорошем состоянии.
Методические указания, директивные письма и обзоры отдела стали формироваться с 1975 года. С 1976 года стали отдельно формироваться приказы начальника по основной деятельности. До этого года они формировались вместе с приказами по личному составу, причем последние составили большинство, поэтому дела с приказами за I97I-I975 годы не расформировывались и вошли в опись № 2 по личному составу. А с 1976 года приказы по основной деятельности вошли в данную опись.
Не отражены в этой описи документы судебной статистики за 1971-1972 года. Все статистические отчеты этого времени велись под грифом "секретно" и в обработку не попали. Так же секретными являются статистические отчеты судов по рассмотрению уголовных дел до 1976 года /форма № I/, сейчас они ведутся под грифом "Для служебного пользования" сводные годовые отчеты этой формы являются секретными. Поэтому они не вошли в опись.
Дела судебной статистики в данной описи не имеют индекса, т.к. не вошли в номенклатуру дел отдела. Не имеют индекса и дела местного комитета, которые сохранились не полностью. Утеряны, в основном, протоколы заседаний местного комитета, сохранились они только за 1973-1974, 1979-1981 года. Протоколы общих и профсоюзных отчетно-выборных собраний с 1973 года, финансовые документы с 1972 года. В номенклатуре дел документы местного комитета не отражены.
Почти все дела, поступившие для обработки, были подшиты, бухгалтерские документы переплетены в книги. Все дела, кроме вышеперечисленных, заведены соответственно номенклатуре дел. Все документы были подвергнуты полистной экспертизе научной и практической ценности. Часть дел в процессе экспертизы пришлось расшить и переформировать.
Дела, сформированные за несколько лет, в опись внесены по первоначальной дате.
Выделено к уничтожению 291 дело с истекшими сроками хранения.
Систематизация в описи хронологическая, внутри годового раздела документы расположены по видам деятельности:
I/ вопросы общего руководства,
2/ правовая работа в народном хозяйстве,
З/ правовая пропаганда и правовое воспитание граждан,
4/ судебная статистика,
5/ работа с кадрами,
б/ бухгалтерский учет и отчетность,
7/ вопросы работы первичной профсоюзной организации.
Научно-техническую обработку документов производил старший архивист отдела комплектования и экспертизы ценности документов облгосархива Н.А. Дьячкова.
Сохранность документов за 1992-1998 гг. удовлетворительная. Документы отражающие деятельность Управления представлены. В связи с тем, что в 1992-1996 Управление не осуществляло функцию методического контроля за деятельностью коллегии адвокатов в описи отсутствуют справки о работе коллегии адвокатов за эти годы; из-за отсутствия Положения о работе коллегии Управления - протоколы заседаний коллегии Управления за 1992-1996 гг. не велись; с образованием частного нотариата сократился документооборот по этому виду деятельности; после образования Судебного департамента документы по обобщению судебной практики по уголовным и гражданским делам за 1992-1996 гг., были переданы со всеми другими документами, отражающими деятельность судов в Управление судебного департамента.
Одновременно с обработкой документов постоянного срока хранения были упорядочены документы по личному составу, составлены описи 2 л.с. за 1990-1996 годы. 2 л.д. за 1990-2000 годы.
Научно-техническую обработку документов провели ведущие архивисты отдела комплектования и экспертизы ценности документов областного архива Е.В.Самарина, В.П.Бухараева.

Историческая справка

Отдел юстиции облисполкома был образован в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об образовании Министерств юстиции автономных республик и отделов юстиции исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся" от 24 сентября 1970 года и начал свою деятельность с марта 1971 года.
Основной задачей отдела юстиции является организационное руководство районными /городскими/ народными судами области, методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве, методическое руководство и координация работы государственных органов и общественных организаций области по пропаганде правовых знаний и разъясненного законодательства среди населения, руководство нотариатом, а также общее руководство адвокатурой области.
Для содействия в осуществлении методического руководства правовой работой в народном хозяйстве области при отделе создан общественный совет юрисконсультов, который с 1976 года стал называться методическим советом по правовой работе в народном хозяйстве.
Задачей его является совершенствование методического руководства правовой работой в народном хозяйстве в целях усиления и влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, улучшения охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной и трудовой дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов предприятий и организаций, учреждений и граждан.
В целях разработки вопросов, связанных с методическим руководством и координацией деятельности государственных и общественных организаций области по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения при отделе юстиции был создан координационно-методический совет по право вой пропаганде с участием представителей соответствующих организаций на общественных началах.
В целях дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета и усиления его контрольных функций, улучшения использования труда счетных работников при отделе юстиции была создана централизованная бухгалтерия. /Приказ Министра юстиции РСФСР от 19 июля 1973 года № I4/.
В непосредственном подчинении отдела находятся следующие организации:
I/ Районные народные суды:
Большесельский
Борисоглебский
Брейтовский
Гаврилов-Ямский
Даниловский
Любимский
Мышкинский
Некрасовский /функционирует с 1973 года/
Некоузский
Первомайский
Переславский
Пошехонский
Ростовский
Рыбинский
Тутаевский
Угличский
2/ Рыбинский городской народный суд /с 1976 года Пролетарский и Центральный районные народные суды города Рыбинска/
З/ Районные народные суды города Ярославля
Дзержинский /с 1980 года/
Заволжский
Кировский
Красноперекопский
Ленинский
Фрунзенский /с 1975 года/
Ярославский
5/ Нотариальные конторы области
Борисоглебская /с 1978 года/
Гаврилов-Ямская
Даниловская
Любимская
Некрасовская / с 1974 года/
Некоузекая
Первомайская /с 1974 года/
Переславская
Пошехонская
Ростовская
Рыбинская
Тутаевская
Угличская
б/ Нотариальные конторы города Ярославля № 1,2,3,4 /с 1978 года/.
Отдел юстиции администрации Ярославской области был образован Постановлением главы администрации области от 21.01.1992 № 30. Постановлением устанавливалось, что отдел юстиции является правопреемником отдела юстиции Яроблисполкома.
На основании приказа Министерства юстиции РФ от 13.10.97 отдел юстиции был преобразован в Управление юстиции администрации Ярославской области.
Управление юстиции администрации Ярославской области является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации и подчиняется в своей деятельности по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, Министерству юстиции; по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Министерству юстиции и администрации Ярославской области, по вопросам ведения субъекта Российской Федерации - администрации Ярославской Области.
Управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства России, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, Положением об Управлении, а также законодательством Ярославской области и Постановлениями Губернатора области в части, касающейся деятельности Управления юстиции.
Основными задачами Управления юстиции являются:
- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности администрации Ярославской области и исполнительных органов местного самоуправления;
- организация работы по проведению юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов Ярославской области, поступающих в Управление юстиции из администрации области и аппаратов глав местного самоуправления;
- организационно-правовое обеспечение практической реализации судебной реформы;
- обеспечение необходимых условий функционирования судов, в том числе по их кадровому, организационному и ресурсному обеспечению;
- организационное и методическое руководство деятельности служб судебных приставов;
- организация и развитие системы юридических услуг и правовой информатизации;
- руководство государственными нотариальными конторами и другими учреждениями юстиции, обеспечение кадрами и повышение их квалификации регистрация уставов общественных и религиозных объединений;
- осуществление правового контроля за деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и методического руководства по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- укрепление законности, охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений.
Управление юстиции в соответствии с возложенными на него задачами:
- осуществляет методическое руководство правовой работой юридических служб администрации области и исполнительных органов местного самоуправления;
- участвует по поручению Губернатора области в проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации области и Законов областной Думы, направленных ему для подписания;
- вносят Губернатору области предложения об отмене или изменении нормативных актов областной администрации, не соответствующих требованиям Конституции РФ, действующего федерального и областного законодательства;
- осуществляет разработку проектов нормативных актов, как по собственной инициативе, так и по поручениям Губернатора области и областной Думы в части задач, стоящих перед Управлением юстиции;
- осуществляет работу по систематизации федерального законодательства, законодательных и других нормативных актов областной Думы и администрации области, совместно с которыми, а также с Региональным центром правовой информатизации, ведет компьютерный банк данных федерального и местного законодательства, обеспечивает суды, государственные нотариальные конторы и другие учреждения юстиции нормативными правовыми актами;
- обеспечивает я координирует работу по реализации судебной реформы, осуществляет меры, направленные на обеспечение независимости судей, охрану судов;
- осуществляет меры по организационному и ресурсному обеспечению судов, обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов в судьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- путем ознакомления в судах получает информацию о решении вопросов, относящихся к не процессуальной деятельности судов, направляет им методические материалы и распространяет опыт по организации их деятельности;
" организует работу по ведению судебной статистики, внедряет новое компьютерное программное обеспечение по обработке судебной статистики, осуществляет автоматизированный ввод, контроль, свод статинформации по установленным формам отчетности ;
- осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов;
- организует работу по исполнению судебных приказов, решений, определений и постановлений судов по гражданским делам; приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий и совершения определенных судами действий; а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебные приставов-исполнителей;
- осуществляет руководство органами государственного нотариата, организует работу по выдаче лицензий на право нотариальной деятельности, содействует деятельности органов местного самоуправления, выполняющим нотариальные действия, повышает профессиональный уровень нотариусов, оказывает им методическую и практическую помощь, осуществляет контроль за исполнением ими правил нотариального делопроизводства;
- вносит представления Министру юстиции Российской Федерации об открытии и управлении государственных нотариальных контор;
- принимает совместно с нотариальной палатой решения по вопросам практической деятельности частных нотариальных контор;
- регистрирует в соответствии с действующим законодательством уставы общественных и религиозных объединений, осуществляет контроль за их деятельностью согласно уставным целям;
- координирует работу по созданию учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществляет методическое руководство и правовой контроль за их деятельностью;
- осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение судов, государственных нотариальных контор и других учреждений юстиции, обеспечивает контроль за расходованием денежных средств, организует их материально-техническое обеспечение, создает надлежащие условия для их деятельности;
- содействует решению социально-бытовых вопросов работников судов и учреждений юстиции, а также их пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию;
- способствует развитию систем, юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц, осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг;
- сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям;
- участвует в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации;
- организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой судов, нотариальных контор и других органов и учреждений юстиции;
- Управление юстиции свою деятельность по укреплению законности координирует с судами, органами прокуратуры, внутренних дел и другими правоохранительными органами, а также с органами госуправления и местного самоуправления.
За обрабатываемый период произошли изменения в составе службы, находящихся в подчинении Управления.
На основании Основ законодательства РФ о нотариате, принятом Верховным Советом РФ 11.02.93 нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие как в государственных нотариальных конторах, так и занимающиеся частной практикой, последние Управлению юстиции не подчиняются.
В соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах" от 21.07.97 № 118-3 была создана служба судебных приставов Ярославской области, которая стала структурным подразделением Управления юстиции области. Деятельность службы направлена на проведение на территории области единой практики исполнения судебных актов и актов других органов; обеспечение установленного порядка деятельности районных, городских, областного, федеральных судов, арбитражного суда области.
В соответствии с совместным приказом Министерства юстиции-РФ и судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24.09.98 № 132/52 суды общей юрисдикции переданы из Управления в подчинение Судебного департамента.

Переименования

Название Период
Отдел юстиции исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся (03.1971-07.10.1977), народных депутатов (07.10.1977-21.01.1992) .. — 21.01.1992
Отдел юстиции Администрации Ярославской области, Министерства юстиции РФ 21.01.1992 — 13.10.1997
Управление юстиции Администрации Ярославской области, Министерства юстиции РФ 13.10.1997 — 18.07.2000
Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области 18.07.2000 — ..
Группа ВКонтакте Канал на Youtube