Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Ярославский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет, г.Ярославль, Ярославская область. 10.1921-28.10.1993

Фонд № Р-1269

Крайние даты документов: 1921 — 1993 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов
1ЛС Опись № 1лс дел по личному составу 1931 — 1991
1 Опись № 1 дел постоянного хранения 1921 — 1939
2ЛС Опись № 2 дел постоянного хранения по личному составу 1925 — 1943
3 1 Опись № 3 том.1 дел постоянного хранения 1940 — 1977
3 2 Опись № 3 том 2 дел постоянного хранения 1978 — 1993
4 Опись № 4 дел постоянного хранения 1969 — 1977
10 Опись № 10 дел постоянного хранения 1926 — 1934
11 Опись № 11 дел постоянного хранения 1946 — 1983

Переработка документальных материалов фонда производилась в соответствии с "перспективным планом создания и усовершенствования научно-справочного аппарата к фондам советского периода".
В фонде Ярославского горсовета к началу переработки насчитывалось 7 описей:
опись № 1 1921-1934г.г. - 758 ед.хр.
опись № 2 1922-1941г.г. - 34 ед.хр.
опись № 3 1925-1959г.г. - 525 ед.хр.
опись № 5 1939-1942г.г. - 50 ед.хр.
опись № 8 1931-1943г.г. - 442 ед.хр.
опись № 9 1922-1941г.г. - 141 ед.хр.
опись № 12 1932-1936г.г. - 145 ед.хр.
Следовательно, все описи имели материалы за одни и те же годы, что затрудняло их использование. Кроме того, в описях W 1,8,9 многие заголовки не раскрывали содержания дел. Например: опись № 1, д.270. Руководящий материал центральных и местных органов. Опись 8, д. 32. Акты обследований, Опись 9, д.113. Разная переписка по линии ПВО и т.д.
В ходе переработки фонда были пересоставлены заголовки описей №№ 2,5,8,9 и 12, проведено редактирование ед.хр. на карточках описи № 1.
В процессе работы над документальными материалами фонда была проведена проверка фондовой принадлежности и экспертиза ценности, вследствие чего некоторые дела были переданы в другие фонды и выделены к уничтожению (см.дело фонда №Р-1269).
После переработки на документальные материалы фонда составлено 2 описи:
опись № 1 на документацию общего делопроизводства, опись № 2 на материалы по личному составу горсовета.
Опись № 1 включает документацию с 1921 по 1939 год, опись № 3 - 1940-1959 г.г. и опись № 2 - 1925-1943 г.г. (материалы по личному составу).
Состав и содержание документальных материалов фонда разнообразны и отражают многостороннюю деятельность городского Совета. Большой интерес представляют материалы секций и депутатских групп, которые ярко характеризуют работу предприятий города и дополняют документацию фондов этих предприятий.
Основные разновидности документов фонда: обязательные постановления горсовета, стенограммы сессий, протоколы пленумов и заседаний президиума секций и депутатских групп. Планы работ и отчеты горсовета, отделов, секций и депутатских групп, переписка с вышестоящими и местными советскими учреждениями, предприятиями и т.д.
Дату первоначального поступления документальных материалов фонда на хранение в Госархив установить не удалось. В 1966 году на государственное хранение были приняты документы по описи № 3 за 1925 - 1959 г.г, в количестве 478 ед.хр.

В 1942, 1952 и 1953 годах проводилась проверка наличия и состояния документальных материалов (см. дело фонда № Р-1269).
В 1958 году проведено рассекречивание документальных материалов фонда 4с/1269. Из спецхранения поступило 70 ед. хранения, которые были внесены в опись № 9 с дела № 72 по 141.
До переработки выделения документальных материалов, не подлежащих хранению, из фонда не производилось.
Документальные материалы фонда использовались в научных и практических целях. Об этом свидетельствуют листы использования, которые вкладываются в дела после использования ед.хр. Например, по описи № 1 использовались ед.хр. № 572, 576, 749; по описи № 2 - 1-4; по описи № 8 -380-382 и др.
Поскольку внутренняя структура городского Совета не была стабильной и изменялась в соответствии с каждым новым этапом социалистического преобразования страны, поэтому документы описи № 1 расположены по годам, а внутри года по структурно-секционным частям. Хотя секции и не являлись структурными частями горсовета, однако для удобства пользования материалами секций, документы последних расположены по секциям. В пределах года материалы расположены по значимости структур и секций, а внутри них - по номиналу.
Документальные материалы описи № 2 также расположены по годам, внутри года - по степени важности документов. Каждая структурно-секционная часть в описи отделена от предыдущей чертой.
Для удобства пользования опись снабжена предметным указателем. В нем ссылки даны на номера единиц хранения.
В тексте описательных статей подлинность документов не указывалась,
В делах, сформированных из переписки, названы только основные корреспонденты, а также основные вопросы.
Техническая обработка фонда заключалась в объединении нескольких дел в одно, разделении дел на тома, нумерации листов ед.хр., шифровке дел и перекартонировании. Эту работу осуществляли архивно-технические сотрудники Платонова Н.В и Денежная С. Поскольку фонд будет микрофильмироваться, то оформление обложек ед.хр. не производилось.
Так как опись № 1 составлена на материалы Ярославского горсовета, то в случаях, когда в заголовках ед.хр. говорится о Ярославском горсовете, слово "Ярославский" опускается, а пишется, просто горсовет. Если же встречаются материалы других горсоветов, то названия их указываются в заголовках.
К описи приложен список сокращенных слов.
Опись № 1 и научно-справочный аппарат к ней составил начальник отдела учета, хранения и научно-справочного аппарата Овчинников Н.А.
Среди документальных материалов сохранились протоколы заседаний сессий Совета со стенограммами, протоколы заседаний Исполкома Горсовета, решения Исполкома с подлинными документами. За период, с 1954-1959 г. сохранилась переписка по вопросам промышленности, сельского1 хозяйства, торговли, благоустройства города, коммунального хозяйства, здравоохранения и др.

Историческая справка

Через два дня после победы вооруженного восстания в Петрограде - 27 октября 1917 года Ярославский Совет рабочих и солдатских депутатов взял власть в свои руки.
На заседании Совета 27 октября был избран Временный исполнительный комитет, который немедленно разработал план действий по охране революционного порядка в городе. (См.кн.Ярославль социалистический, I960, стр.7)
При непосредственной помощи и участии посланцев Ярославского Совета, опиравшихся на активную поддержку беднейшего крестьянства и солдат, в период с ноября 1917 г. по март 1918 г. была установлена Советская власть на территории почти всей Ярославской губернии.
С 20 по 23 февраля 1918 г. работал губернский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На нем был избран губернский исполнительный комитет и его президиум.
Таким образом, был оформлен губернский орган власти, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти в губернии.
Городской Совет с этого времени слился с Ярославским уездным Советом и избрал общий исполком, получивший название горуездного.
Переход к мирному строительству после окончания гражданской войны вызвал крупные преобразования в системе городских Советов. Хозяйственные и культурные задачи, выдвинувшиеся теперь на передний план, потребовали оживления деятельности городских Советов.
В соответствии с постановлением президиума ВЦИК "Об организации городских Советов рабочих и красноармейских депутатов" были восстановлены городские Советы в тех городах, где они временно, в условиях гражданской войны, бездействовали и проведены перевыборы Советов. (СУ. 1921, № 11, cтр.71-72).
Перевыборы Ярославского горсовета прошли в начале октября 1921 г. 13 октября 1921 г. состоялся первый пленум городского Совета, на котором были избраны президиум горсовета в составе 7 человек, мандатная комиссия из 5 человек и делегаты на губернский съезд Советов.
Пленум рассмотрел также вопросы об обязанностях и аппарате горсовета.
В резолюции, принятой пленумом об обязанностях горсовета говорилось: "Деятельность городского Совета должна быть направлена прежде всего к поднятию крупной промышленности, на основах новой хозяйственной политики ... Совет должен принять меры к улучшению быта рабочего населения города ... Работа горсовета должна быть направлена не только в интересах рабочих города Ярославля, но всего Российского пролетариата ... почему деятельность его должна быть согласована с указаниями Центральных органов диктатуры пролетариата".
Пленум утвердил проект положения об аппарате горсовета. Согласно проекту аппаратом горсовета являлся губисполком и его отделы.

Горсовет мог создавать комиссии и организовывать секции, которые работали под руководством губисполкома и его отделов.
Губернский съезд Советов избирал губисполком, деятельность которого распростронялась на всю территорию губернии и города. (ГАЯО, Ф.-1269, оп.1. д.1,л.л.1-1об; "Творческие дни" № 60, 1921 г.)
Для вовлечения депутатов горсовета в активную советскую работу были созданы секции. Количество секций не было постоянным, обычно название и функции секций соответствовали отделам губисполкома. Так же, как отделы, некоторые секции делились на подсекции. Позднее стали образовываться отраслевые секции (например, в 1929 г. в связи с громадным строительством в Ярославле была организована строительная секция.
Участие в одной из секций было обязательно для членов горсовета. Секциями руководил президиум горсовета.
В 1921 г. были созданы секции: промышленная, народного образования, медико-санитарная и коммунальная (ГАЯО, ФР-1269, оп.1, д.1, л.л.3об.-4об.), в 1923 году было уже-8 секций (ГАЯО. оп.1, д.28,л.1об.), в 1934 -12 секций (ГАЯО, ФР-1269, оп.8, д.386, л.З6об.), в 1935 " 15 секций (ГAЯO, Ф-1269, Оп.8, д.388, л.л.4об.-7об.).
Большое значение в деле перестройки системы городских Советов, имело утвержденное ВЦИК в январе 1922 г. "Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа". По положению городские Советы имели задачи:
а) проведение в жизнь постановлений высших органов Советской власти,
б) принятие всех мер к поднятию города в культурном и хозяйственном отношениях,
в) разрешение всех вопросов, имеющих местное или городское значение,
г) объединение и руководство всей советской деятельностью в пределах города,
д) охрана революционного порядка,
е) здравоохранение и санитарное благоустройство,
ж) регулирование продовольственных вопросов, организация общественных столовых, детских домов и пр. (СУ, 1922, №10, ст. 90).
В соответствии с этим положением городские Советы губернских городов не имели самостоятельных президиумов.
Пленум Ярославского горсовета, состоявшийся 14 декабря 1923 года, также не создал своего президиума, а руководство работой горсовета возложил на президиум губисполкома (ГАЯО, ФР.1269. оп.1, д.28. л.2).
Успешное восстановление народного хозяйства и укрепление экономики страны, а также намечавшиеся новые задачи в области дальнейшего развития народного хозяйства и культуры поднимали значение Городских Советов и требовали расширение круга обязанностей и компентенции Советов, особенно в вопросах коммунального хозяйства и местной промышленности.
Уже в конце 1925 г. ВЦИК ввел в действие новое "Положение о городских Советах" (СУ, 1925, № 91, ст.661), согласно которому городские советы избирали из своего состава самостоятельный президиум во главе с председателем.
Горсоветы по-прежнему не создавали своих исполкомов. Однако для непосредственного заведования городским хозяйством горсоветы получили право создания своего самостоятельного коммунального отдела.
5 февраля 1926 г. закончились перевыборы в городской Совет. 9 февраля 1926 г. на пленуме городского Совета был избран президиум из 15 человек и создано 9 секций: коммунальная, промышленная, труда и быта, здравоохранения, торгово-кооперативная, военно-хозяйственная, народного образования и по изучению госаппарата, реорганизованная 13 мая 1926 г. в секцию РКИ (ГАЯО, ФР-1269, оп.1, д.270, л.225, д.58, л.л. 46-46об., оп.8. д.380, л.2об., оп.1, д.229а, л.19).
С оформлением рабочего аппарата горсовета оживилась деятельность последнего. На заседаниях президиумов начали рассматриваться вопросы, касающиеся городского хозяйства: о составлении городского бюджета, жилищном строительстве и др. (ГАЯО, д.270. л.225-225об.).
Постановлением малого президиума губисполкома от 23 февраля и 22 марта 1927 г. с согласия президиума ВЦИК были выделены городские отделы народного образования, зправоохранения и коммунальный из губернских отделов (ГАЯО, оп.1, д.224, л.л. 20,33) и (ГАЯО. оп.1, д.270, л.л. 165-166).
В соответствии с постановлением губернской штатной комиссии от 19 марта 1927 года с первого апреля была установлена следующая структура горсовета:
1. Президиум
2. Секретариат
S. Хозяйственная часть
4. Городской коммунальный отдел
5. Горздравотдел
6. Гороно
7. Финансово-счетный отдел.
Городские отделы по-прежнему являлись самостоятельными в своей административно-хозяйственной деятельности, однако в целях экономии средств и четкости в работе имели общую канцелярию или секретариат, бухгалтерию и хозяйственную часть, подчинявшихся (через возглавляющих части лиц) президиуму горсовета (ГАЯО, оп.1, д.224, л.87-39).
В феврале 1928 г. ВЦИК СССР издал "Основные положения об организации в СССР городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов", "Основные положения" явились юридической базой для закрепления за городскими Советами всех предприятий, имевших городские значение. Кроме промышленных предприятий Советам передавались школы, больницы, бани, учреждения культурно-бытового обслуживания и др. (См, А.А.Нелидов, История госучреждений СССР, 1917-1936 г.г. стр.296).
"Положения внесли больше единообразий в организационное построение городских Советов. Согласно этому акту руководящим органом городского Совета являлся его пленум, который собирался не реже одного раза в месяц. Исполнительные функции выполнял президиум горсовета, избираемый пленумом.
Для осуществления тесной связи членов Совета с избирателями и широкого ознакомления рабочих масс с деятельностью советских организаций на основании постановления президиума горсовета от 9 мая 1929 г. на предприятиях и учреждениях при наличии 4 депутатов и кандидатов были организованы старостаты, наблюдение за работой которых было возложено на президиум горсовета (ГАЯО, ФР-1269, оп.1, д.324, л.л.24об-25об.). Если в начале 1929 г. было создано 3 старостата, то в концу года насчитывалось 12. (ГАЯО, ФР.-1269, оп.8, д.382, л.8).
В 1933 г. старостаты были переименованы в депутатские группы (ГАЯО, оп.8, ц.385, л.5). Старостаты (депутатские группы) фактически стали низовой советской ячейкой на предприятиях и учреждениях города.
В 1930 г. в связи с ликвидацией округов и присоединением к городу Ярославского района аппарат горсовета значительно расширился. Это вызывалось теми задачами, которые встали перед горсоветом по руководству не только городским хозяйством, но и по перестройке сельского хозяйства.
При горсовете организовались следующие отделы:
1. Финансовый,
2. Местного хозяйства (ранее его не было),
3. Земельный (не было),
4. Административный,
5. Здравоохранения,
6. Народного образования,
7. РКИ,
8. Собес,
9. Торговый,
10. Плановая комиссия
Кроме того, предполагалось создание отделов: архивбюро, инспекции труда, управление строительного контроля. Совета физкультуры и деткомисси (ГАЯО,ФР-1269, оп.9. д.51, л.4об., 15-18).
Структурными частями горсовета были:
а) президиум, б) секретариат, в) секретная часть, г) финансово-хозяйственная часть, д) планово-статистическая часть и перечисленные выше отделы.
В 1931 г. при горсовете создан организационный отдел (ГАЯО, Ф.Р-1269, оп,1, д.522. л.5), который в соответствии, с постановлением Ярославского облисполкома от 16 мая 1937г. был ликвидирован и организован общий отдел. Он объединил: информацию, канцелярию юридическую, хозяйственную и финансовую части. На отдел возлагалась организация и проведение подготовительной работы к выборам в Советы по Конституции 1936 г. и другие вопросы (ГАЯО, ФР.-2380, оп.2, д.23. л.л. 183-184).
В соответствии с решением президиума горсовета от 29 декабря 1937 г. при председателе горсовета была организована приемная по приему и разбору жалоб трудящихся (ГАЯО,ФР.2380, оп.2, д.62, л.196).
По постановлению президиума облисполкома от 16 мая 1937 г. при горсовете был организован сектор кадров.
К концу второй пятилетки советский народ под руководством Коммунистической партии добился решающих успехов в социалистическом строительстве.
Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства привели к коренным изменениям во всех областях общественной жизни страны и прежде всего в экономической и классовой структуре общества.
Глубокие изменения произошли и в Ярославле. Древний Ярославль превратился в крупный экономический центр страны, город химии и машиностроения. На окраинах возвышались корпуса новых мощных заводов, выросли целые рабочие районы, возникли новые улицы, застроенные многоэтажными зданиями, школы, клубы, больницы, коммунальные предприятия.
Ярославль стал по существу заново рожденным городом. В марте 1936 г. в связи с разукрупнением Ивановской промышленной области - на Ивановскую и Ярославскую - Ярославль стал областным центром.
Победа социализма и изменения в классовой структуре Советского общества, происшедшие к середине 1930-х годов, обусловили коренную перестройку системы органов государственной власти не только в центре, но и на местах. Эта перестройка была законодательно закреплена в Конституции СССР 1936 г.
Конституция СССР 1936 г. преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.
Местные Советы депутатов трудящихся являются полновластными органами на своей территории. Они решают многочисленные вопросы хозяйственного и социально-культурного строительства устанавливают местный бюджет, руководят местной промышленностью и т.д.
24 декабря 1939 г. на основе Конституции 1936 г. состоялись выборы в Ярославский городской Совет.
Первая сессия городского Совета депутатов трудящихся состоялась 4-5 января 1940 года. На ней был избран исполнительный комитет горсовета в составе председателя, двух заместителей, секретаря и 11 членов, всего - 15 человек и мандатная комиссия в составе 11 человек.
На сессии были образованы следующие отделы исполкома горсовета: финансовый, городского коммунального хозяйства, торговый, здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, общий отдел, городская плановая комиссия и сектор кадров и созданы постоянные комиссии, которые заменили секционную форму вовлечения депутатов в государственную деятельность.
На первой сессии были организованы следующие комиссии:
бюджетная, коммунальная, торговая, школьная, местной промышленности и комиссия по здравоохранению (ГАЯО, Ф.Р-2270, оп.1. д.127, л.л. 1-5).
Согласно Конституции 1986 г. высшим органом власти на территории города стали периодически созываемые сессии. Исполнительные комитеты Советов в перерывах между сессиями являлись теперь только исполнительными органами (до Конституции 1936 г. они были высшими органами на соответствующей территории в период между съездами Советов), которые проводили в жизнь решения Советов, управляли хозяйственным и социально-культурным строительством на своей территории.
Исполнительные комитеты местных Советов были подчинены как Совету, их избравшему, так и исполнительному комитету вышестоящего Совета, то есть действовали на основе принципа двойного подчинения.
Трудные испытания выдержал горсовет в годы военного времени. Вся работа горсовета была подчинена вопросам, связанным с решением военно-хозяйственных задач и направлена к достижению скорейшей победы над врагом. Большая работа была проведена по размещению и обслуживанию эвакуированного населения из Ленинграда. (ГАЯО, Ф.Р.-2380. on.3, д.499, л.185)
Великая Отечественная война внесла в формы и методы работы Совета серьезные изменения.
С начала войны значительно сократился состав депутатов горсовета. Большая часть депутатов ушла на фронт. Сессии горсовета созывались нерегулярно, постоянно действующие комиссии до второго полугодия 1943 года совершенно не работали. (См. отчет о работе горсовета за период декабрь 1939г.- март 1945 г. стр.45).
В послевоенные годы, особенно после XX съезда партии значительно повысилась роль Советов. Более регулярно стали созываться сессии местных Советов, депутаты чаще стали отчитываться перед избирателями, Советы начали больше уделять внимания коммунистическому воспитанию трудящихся.
В течение 1937-1957 г.г. произошли некоторые изменения в структуре горсовета. К ним относятся: ликвидация при председателе горсовета приемной по жалобам трудящихся в 1939г. (ГАЯО. ф.Р-1269, on.5. д.З. л.217); с 1 января 1939 г. при горсовете была организована комендатура (ГАЯО, ф.Р-1269, оп.5. д.1, л.61); в ноябре 1942 г. городской топливный трест, главной задачей которого было: обеспечения топливом школ, больниц, госпиталей и населения города (ГАЯО, ф.Р-2380, оп.3, д.499, л.218).
23 мая 1942 г. был восстановлен отдел местной промышленности (ГАЯО, ф.Р-2380, оп.2, д.373, л.94), в 1948 г. организован организационно-инструкторский отдел (ГАЯО, ф.Р-2380, оп.2, д.1054, л.39об.), в 1943 г. ~ сельскохозяйственный отдел (ГАЯО, ф.Р-2380, оп.2, д.427. л.л.51-52), в 1957-отдел культуры (ГАЯО, Ф.Р-2380, оп.2, д.1716, л.24).
Таким образом, с 1927 по 1957 г.г. изменения структуры горсовета были связаны с растущими задачами горсовета по руководству всеми вопросами хозяйственной и общественной жизни города.
Изменения в наименовании фондообразователя были связаны, во-первых, с административно-территориальной реформой страны, которая, в основном, закончилась в 1931 году и присоединением к городу Ярославского районного Совета в 1930 г. и, во-вторых, с принятием Конституции СССР 1936 г. и на ее основе выборов в местные Советы, которые прошли в 1939 г.
См. аннотацию к описи № 3 том2.

Переименования

Название Период
Ярославский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (10.1921-1936 ); депутатов трудящихся (1936-1977 гг.); народных депутатов (1977-28.10.1993) .. — ..
Исполнительный комитет Ярославского городского Совета депутатов трудящихся (01.1940-1977); народных депутатов (1977-25.12.1991) .. — ..
Группа ВКонтакте Канал на Youtube