Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Ярославский губернский временный исполнительный комитет общественного порядка, г.Ярославль Ярославской губернии

Фонд № 1527

Крайние даты документов: 1917 — 1918 гг.

Раздел рубрикатора:  (укажите название первого рубрикатора)

Описи фонда
Заголовок Даты документов
1 Опись № 1 дел постоянного хранения 1917 — 1918

Дата первоначального поступления документов фонда в ГАЯО неизвестна.
В 1987 г. описи фонда были усовершенствованы.
В делах №№ 9-18 содержаться документы, относящиеся к Ф.-1448 "Ярославский губернский комиссар Временного правительства". В состав фонда входят переписка Ярославского губернского исполнительного комитета общественного порядка с губернскими уездными комиссарами, с уездными и волостными комитетами общественного порядка, с Советом рабочих и солдатских депутатов по организационным вопросам; списки членов уездных комитетов; протоколы заседаний губернского и уездных комитетов; документы по расходованию денежных сумм губернским комитетом; циркуляры МВД, министерства народного просвещения, министерства финансов.
Документы фонда были использованы при написании кандидатских диссертаций "Крах кадетской политики на местах в 1917 году" /Федюк В. П./, "Исторический опыт борьбы большевиков против буржуазных и мелкобуржуазных партий в ходе завоевания армии на сторону социалистической революции /февраль-октябрь 1917 года"/Аврамиди/.
В результате работы по рассекречиванию документов со спецхранения поступило 3 дела за 1917 г. по акту от 3 мая 1988 г.
В результате работы по рассекречиванию документов со спецхранения поступило 4 дела за 1917 г. и опись №2с на рассекреченные дела по акту от 3 мая 1992 г.
Старая опись вошла в фонд на правах дела.
В фонде находятся 29 дел за 1917 год.

Историческая справка

По получении известий о февральской революции буржуазия в провинции приступила к созданию органов своей власти.
1 марта 1917 г. в Ярославле состоялось экстренное совещание губернской земской управы, буржуазно-либеральных и земских деятелей, представителей городской думы, кооперативов, буржуазной интеллигенции, рабочих организаций железной дороги и Большой мануфактуры, на котором было вынесено решение о создании "демократического органа власти"(Груздев П. Н. Борьба за Октябрь в Ярославской губернии. - Ярославль:Управл. тип ГСНХ, 1927, С.38; Ярославль. Очерки по истории города /XI - октябрь 1917г./. -Ярославль: Ярославское книжное издательство,1954, С.307.) - Губернского комитета общественного порядка. 6 марта окончательно сформировался Губернский исполнительный комитет общественного порядка, состоявший из 78 членов: "5 земских деятелей /помещиков/, 6 представителей городской думы /купцов и фабрикантов/, 21 представитель буржуазно - либеральной интеллигенции, 18 "кооператоров", 10 волостных старшин /кулаков/".(Ярославль. Очерки по истории города /XIв -октябрь 1917г./, С. 307.) Два места в комитете получило духовенство.
Руководящая роль в комитете принадлежала партии кадетов. Вторая по численности партия социалистов-революционеров возглавляла "так называемую крестьянскую группу, которая вместе с кооператорами была довольно значительной, доходя до 30членов".(Груздев П. Н. Указ. соч. , с.38.)
Сущность губернского исполнительного комитета общественного порядка проявилась в первых же его решениях. 4 марта 1917 г. председатель Мологского комитета общественной безопасности Фогель сообщал председателю губернского комитета Тимрот о том, что "в уезде начались нежелательные волнения и действия в отношении крупного землевладения", и просил немедленно прислать лиц, "уполномоченных властью настоящего правительства" (ГАЯО, Ф.1527, Оп.1, Д1, Л.4.)
Ярославский Совет принял резолюцию о полной и безоговорочной поддержке Временного правительства, оказавшись в этом отношении правее Питерского, и увеличил свое представительство в Губернском комитете общественного порядка с 10 до 15 человек. (Груздев П. Н. Указ. соч., С.827) Политической ошибкой было вхождение в состав буржуазного комитета большевиков - члена городского бюро РСДРП И. И. Короткова, Ф. И. Докукина и, с июля 1917 г.,Д. С. Закгейма (Груздев П. Н. Указ. соч., С.39; ГАЯО, Ф.1448, Д.20, Л.66 об; ГАЯО, Ф.1527, Д.19, Л.23), так как "Самый факт вхождения в органы буржуазного управления усиливал в массах соглашательские настроения, отвлекая их от борьбы за передачу всей полноты власти Советам". (Минц.И. И. Указ. соч., С.827.)
Циркулярной телеграммой Министра внутренних дел князя Львова от 15 марта 1917 г. была намечена структура Комитетов общественной безопасности: "В целях согласования планомерного выполнения предстоящих задач управления Временное правительство находит необходимым объединение существующих и вновь возникающих комитетов в губернские, уездные и волостные ... Губернские комитеты должны руководить и объединять деятельность уездных, городских и других местных комитетов". (ГАЯО, Ф.1527, Оп.1, Д.2, Л.2.) Губернские комиссары-"исполнительные органы Временного правительства на местах" должны были согласовывать свою деятельность с губернскими комитетами . Но вся полнота власти в губернии принадлежала Губернскому комиссару, назначаемому временным правительством по согласованию, часто формальному, с комитетом.(ГАЯО, Ф.1448, Оп.1, Д.28, Л.12.)
Комиссару Временного правительства предоставлялся надзор за законностью действий комитета общественного порядка, с правом опротестования его распоряжений и действий. (Там же, Л.33 об.) Постановления комитета имели силу только за подписью Губернского комиссара (Там же, Л.10), больше того, комитету вообще не предоставлялось право издания обязательных постановлений (Там же, Л.9). Даже финансирование исполнительных органов объединенных общественных организаций контролировалось Губернским комиссаром.
В постоновлении совещания комиссаров и представителей губернских комитетов, состоявшегося 4-7 августа 1917 г., нашли отражение некоторые стороны деятельности губернских исполнительных комитетов: а/ обсуждали вопросы местного управления, сметные предположения и проекты обязательных постановлений, предложенные комиссаром;
б/ входили к Временному правительству через комиссаров с представлениями по вопросам управления и издания новых законов; в/ содействовали комиссарам в делах управления, делегируя своих членов для участия в коллегиальных органах управления; г/ могли входить к министру внутренних дел с представлениями об увольнении комиссаров, об их неправильных действиях.
Таким образом, выполняя административные функции (ГАЯО,Ф.1448, Оп.1, Д.28, Л.11об), Комитеты были "совещательными органами при комиссаре, призванными придать видимость"демократичности"власти нового губернатора".(Минц И. И. Указ. соч., С.828).
Ярославский губернский комитет общественного порядка с самого начала пытаясь действовать как единая власть в губернии, немедленно приступил к созданию комиссий, которым поручались отдельные отрасли управления.
В связи с железнодорожной разрухой уже 7 марта 1917 г. Исполнительный комитет назначил комиссара по железнодорожному транспорту Ю. Ф. Стрышкова, а 16 марта была организована губернская железнодорожная комиссия в составе В. Д. Волошина,Ф. П, Докукина,А. Н. Вахрамеева.
В начале марта была образована комиссия по пропаганде нового строя в деревне, и уже 29 - 30 марта отправилась в деревню группа лекторов-пропагандистов из 15 человек.(Груздев П. Н. Указ соч., С.41.)
Узнав о большевистской пропаганде среди маршевых рот перед отправкой на фронт, Губернский Комитет общественной безопасности в марте 1917 г. избрал особую комиссию для проводов воинских частей и постановил "высказываться в тесном смысле прощальных приветствий"(Груздев Н. П. Указ. соч.,С.51).
29 марта 1917 г. на общем собрании Комитета общественного порядка состоялись выборы в комиссии: 1/ по реорганизации губернского комитета, 2/ финансовую, 3/ по народному образованию, 4/ по обследованию правильности работ на оборону и предоставления отсрочек военнообязанным.((ГАЯО, Ф.1448, Д.20, Л.66 об.).
В состав комиссии по проверке отсрочек и работы предприятий на оборону вошел большевик Ф. И. Докукин.
Для проверки деятельности уездных исполнительных комитетов "в связи с обнаруженными упущениями" в их работе в унзды направлялись представители Губернского исполнительноо комитета.(ГАЯО, Ф. 1527, Оп.1, Д.19, Л.14 об, 15).
Несмотря на соглашательскую позицию Советов, Губернский исполнительный комитет вынужден был считаться с требованиями рабочих масс. В марте Комитет общетвенного порядка освободил от тюрем бывших полицейских. Под давлением рабочих Совет рабочих депутатов несколько раз обращался в Губернский комитет с протестами. Губернский комитет общественного порядка вынужден был 19 июня вновь арестовать полицейских.
28 октября 1917 г. Совет народных комиссаров объявил о переходе власти к Советам (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства №1. Отдел первый. - Пг : Типография Галерная 1, 1917, С.12.), но старые органы управления продолжали функционировать в Ярославле, как в целом по стране, в первые месяцы революции.
В Ярославской губернии Советы стали реальной властью, сломив сопротивление старых органов местного управления, в период с октября 1917 г. по февраль 1918 г. (Козлов П, Резвый Н. Указ. соч., С.174.)

Facebook Instagram Группа ВКонтакте Канал на Youtube Twitter