Церкви г. Углича и его края (коллекция)
Фонд № 43
Крайние даты документов: 1677 — 1934 гг.
№ | Заголовок | Даты документов | |
---|---|---|---|
1 | Опись № 1 дел постоянного хранения | 1677 — 1919 | |
2А | Опись № 2 А дел постоянного хранения | 1749 — 1923 | |
2 | Опись № 2 дел постоянного хранения | 1833 — 1910 | |
3 | Опись № 3 дел постоянного хранения | 1862 — 1888 | |
4 | Опись № 4 дел постоянного хранения | 1890 — 1917 | |
4А | Опись № 4 А дел постоянного хранения | 1747 — 1891 | |
5 | Опись № 5 дел постоянного хранения | 1872 — 1916 | |
6 | Опись № 6 дел постоянного хранения | 1879 — 1934 |
Церкви г. Углича, Угличского и Мышкинского уезда: манифесты, указы Синода, Ярославской духовной консистории, Угличского духовного правления, книги брачных обысков, историко-архитектурное описание зданий церквей, описи архива церквей, книги расходов и доходов причтов церквей, метрические книги, исподвеные книги, рапорты причта, предбрачные свидетельства, книги исторических достопамятностей, земельные планы церквей.
Историческая справка
Город Углич, если верить местной Угличской летописи (Серебренниковской), основан в середине 10 века по указанию киевской княгини Ольги ее родственником Яном Плесковичем (см. Киссель «История города Углича» - Ярославль,1844. – с20). Следовательно, Углич в орбите киевского влияния был еще до т.н. «крещения Руси» в 989 году. Поэтому естественно полагать, что распространение христианства и строительство церквей в Угличском крае началось сразу же или вскоре после 989 года.
Однако архивы угличских церквей той ранней поры не сохранились, да и о самих церквях можно найти только случайные сведения. Например, в духовной грамоте Угличского удельного князя Дмитрия Ивановича от 1521 года упоминается церковь Дмитрия святого на Орлеке (см. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей 14-16 вв. – Ан. СССР, 1950. – с.409).
Сохранившиеся документы угличских церквей в основном представляют их историю только с 18 века. Очень незначительное количество из этих документов относится к периоду существования деревянных церквей. Самый ранний из таких письменных памятников- грамота царя Федора Алексеевича о руге для церкви царевича Дмитрия на крови от 1677 г. (см. ед. хр. 151 данной описи). Основная часть сохранившихся документов возникла уже после постройки каменных церквей, самые ранние из которых (не считаю монастырских) – царевича Дмитрия на крови, построенная в 1692 году, и Иоанна Предтечи, построенная в 1700 году (см. Крылов «историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» - Ярославль, 1861. – с295-296). Но и эти, сравнительно поздние документы сохранились далеко не все.
Наиболее вероятной причиной утраты документов угличских церквей раннего периода следует считать пожары в Угличе и вокруг него как от несчастных случаев, так и от неоднократного разорения города и окрестностей селений татарами в 1293 году (см.Ф.54.Оп.1.Д.7Л.10об.) польско-литовскими интервентами в 1608-1619 годах (см. там же Д.1 Л.90.б.АИ,т.2с.135,213 и др. в Липинский М.А. «Угличские акты 17 в. – Ярославль, 1889-1890 – с.78,81). В этих пожарах гибли церкви, а с ними и их архивы. Время и причины утраты значительной части документов более позднего периода времени неизвестны.
Тем не менее и сохранившиеся документы, безусловно, не лишены научного интереса. Они содержат сведения не только по вопросам религиозно-обрядовой тематики, не толь о местных церквях и духовенстве, но и по многим другим вопросам. Например, метрические книги помимо демографических сведений немало дают для истории эпидемических и других болезней, приходо-расходные книги – ценный источник экономических сведений. Несомненно, интерес представляют документы и для изучения истории русского языка, начиная с конце 17 века, т.к. дают представление о изменениях в языке (например, о постепенном процессе вытеснения слова «посадский» словом «мещанин» на протяжении конца 18 века первой трети 19 века по метрическим книгам). Наконец, ценны документы и тем, что сохраняют много сейчас уже исчезнувших топонимических названий, вроде «Игрища», «Городища», «Петухово» и т.п., проливающих свет, хотя и слабый, на жизнь в Угличском крае в глубокой древности.
______________
Город Углич, по версии местной Угличской летописи (Серебренниковской), основан в середине X века по указанию киевской княгини Ольги ее родственником Яном Плесковичем. Следовательно, Углич и его окрестности в орбите киевского влияния были еще до «крещения Руси» в 989 году. Поэтому естественно полагать, что распространение христианства и строительство церквей в Угличском крае началось сразу же или вскоре после 989 года. Архивы угличских церквей ранней поры не сохранились, а о самих церквях можно найти только случайные сведения. Например, в духовной грамоте Угличского удельного князя Дмитрия Ивановича от 1521 года упоминается церковь Дмитрия святого на Орлеке.
Сохранившиеся документы угличских церквей, в основном, представляют их историю с XVIII века. Очень незначительное количество из этих документов относится к периоду существования деревянных церквей. Самый ранний из таких письменных памятников - грамота царя Федора Алексеевича о руге для церкви царевича Дмитрия на крови от 1677 года.
Сохранившиеся документы угличских церквей содержат сведения не только по вопросам религиозно-обрядовой тематики, сведения о церквях и духовенстве, но и по многим другим вопросам. Например, метрические книги помимо демографических сведений немало дают для истории эпидемических и других болезней; приходорасходные книги – ценный источник экономических сведений. Документы представляют интерес и для изучения истории русского языка, начиная с конца XVII века, дают представление об изменениях в языке (например, о постепенном процессе вытеснения слова «посадский» словом «мещанин» на протяжении конца XVIII века - первой трети XIX века - по метрическим книгам). Ценны документы и тем, что сохраняют много сейчас уже исчезнувших топонимических названий, вроде «Игрища», «Городища», «Петухово» и т.д., проливающих свет на историю Угличского края в глубокой древности.
Каждая церковь обслуживала определенный территориальный округ (приход), жители которого назывались прихожанами. Каждая церковь имела свой основной штат (причт или клир), состоявший из священников, диаконов, дьячков, псаломщиков, пономарей и штата, обслуживающего церковные нужды, так называемого «низшего причта или клира», к которому относились просвирницы, звонари, церковные сторожа. По составу причта церкви подразделялись на три структурных формы – однокомплектные (1 священник с клиром), двухкомплектные (2 священника, каждый со своим клиром) и трехкомплектные (3 священника, каждый со своим клиром). Комплектность церквей священнослужителями и клиром зависела от территории и населенности приходов, которые не совпадали с административно-территориальным делением уездов и губерний. Нередко церковный приход включал в свой состав селения смежных территорий соседних уездов или губерний.
Для обеспечения контроля и надзора за деятельностью церковных причтов все церкви города Углича и угличской территории были разделены на благочиния – административно-управленческие церковные округа. Возглавляли благочиния – благочинные, избираемые из состава местных священников и протоиереев, и утверждаемые на эту должность Ростовским, затем Ярославским, епархиальным архиереем. Благочинный - административно-судебное должностное лицо. Структура и состав угличских благочиний изменялся по разным причинам и в разное время в зависимости от территориальных изменений, экономического состояния приходов и т.д. Нередко благочиние включало в свой состав приходы и причты смежных территорий соседних волостей, уездов или губерний.
К 1908 году на территории города Углича насчитывалось 26 городских храмов, из них 17 приходских церквей, и 74 приходских сельских храма (приходские храмы – церкви, где местное население исполняло требы и обряды православного верования). Все церкви были разделены на пять благочинных округов – 2 округа составляли храмы города Углича и 3 округа – храмы угличского уезда:
г. Углич
1-й благочинный округ.
Спасо-Преображенский собор. Причт: протоиерей, 2 священника, 2 диакона, 2 пономаря.
Казанский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Пятницкий храм. Приписной храм к собору. Причт соборный.
Леонтьевский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
2-й благочинный округ.
Александро-Невский храм при тюремном замке. Причту по штату не положено.
Благовещенский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Васильевский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Введенский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Вознесенский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Воскресенский кладбищенский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Воскресенский храм, что был монастырь. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Воскресенско-Флоровский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Всехсвятский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Ильинский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Корсунский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Крестовоздвиженский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Николо-песоцкий храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Николо-петуховский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Николосухопрудский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Петропавловский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Предтечевский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Успенский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Христорождественский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь (приходской).
Царевиче-кладбищенский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Царевский на крови храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Царевский богодельный храм. Причт: 1 священник, 1 пономарь.
Угличский уезд
3-й благочинный округ.
Архангельский «что в бору» храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Воскресенский что в Поречье храм. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Воскресенский в Перхулове храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Входоиерусалимский храм. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Васильевский в Губачеве храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий Дивногорский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Димитриевский на Орлеке храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Дуброво. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Архангельский храм в Ефремово. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Ильинский храм в Золоторучье. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Зубареве. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Ильинский в Поречье храм. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Никольский храм в Клементьеве. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Смоленский храм в Княжево. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Рождественский храм в Кондакове. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Крестовоздвиженский храм в Красном на Корожечне. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Сретенский храм в Курышине. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Нефедьеве. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Христорождественский храм в Погорелке. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Сергиевский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Спасский на Корожечне храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Архангельский храм в Станах. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Казанский храм в Чурьякове. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
4-й благочинный округ.
Богоявленский в Игрищах храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Петропавловский храм в селе Большое. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Пятницкий храм в селе Большое. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Петропавловский храм в Борисовском. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Васильевский в Юхти храм. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Архангельский храм в Звенячеве. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Смоленский храм в Коряеве. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Климентьевский в Юхти храм. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Благовещенский храм в Малахове. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Духовский храм в Мясникове. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский в Слободищах храм. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Никольский на Молокше храм. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Духовский храм в Неверкове. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Воскресенский храм Никульского в Лаксомери. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий храм села Нового в Юхти. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Леонтьевский храм в Юхти. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Овсецове. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Ильинский храм Петровского в Заручье. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Покровский на Мозге храм. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Покровский в Юхти храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Преображенский храм Спасского на Молокше. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Преображенский храм Спасского в Раменье. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Угольниках. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Успенский храм в Учме. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Воскресенский храм Флоровского в Юхти. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
5-й благочинный округ.
Борисоглебский погост на Воронежке. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Васильевский погост на Талице. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Покровский храм в Василёве. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Скорбящинский храм в Ворошилове. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Казанский храм в Высокове. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Георгиевский погост в Ельниках. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Деревеньках. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Димитриевский погост на Кистьме. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий храм в Дубнево. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Казанский и Никольский храмы в Заозерье. Причт: 3 священника, 1 диакон, 3 дьячка, 3 пономаря.
Ивановский погост на Вексе. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Казанский храм в Иванково. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Спасо-Преображенский храм Кадановского погоста. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Смоленский храм в Лучинском. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Храм в Малом Ильинском. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Волнине. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Казанский храм Никольского погоста на Ворсме. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий храм в Переславцеве. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Поймаши. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Казанский храм в Рахманово. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Рождественский погост на Ворсме. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий храм в Савинском. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Богоявленский храм в Сигори. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Троицкий храм на Устье. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Благовещенский храм в Щурове. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Рождественский храм Якимовского погоста. Причт:1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
В ведении церковного хозяйства совместно с причтом участвовали и прихожане. Прихожане имели право выбирать членов церковного попечительского совета и церковного старосту. Важное значение придавалось создаваемым церковно-приходским школам, заведование которыми передавалось в руки священников местных церквей.
Декретом СНК от 23 января (5 февраля н.с.) 1918 года церковь отделена от государства. Отменялось исполнение православных обрядов и треб. Регистрационно-статистические функции по гражданскому состоянию передавались органам Советской власти.
Переименования
Название | Период |
---|---|
Церкви г. Углича и его края (коллекция) | 01.01.1753 — 31.12.1934 |