Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Церкви г. Мышкина и Мышкинского уезда (коллекция)

Фонд № 90

Крайние даты документов: 1720 — 1928 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов
1 Опись № 1 дел постоянного хранения 1720 — 1924
2 Опись № 2 дел постоянного хранения 1882 — 1928

Манифесты царя, указы Сената, ссинода, Ярославского, Ростовского и Угличского духовных правлений, присланнные в церкви, клировые ведомости, летописи, дневники, журналы, брачные обыски, приходо-расходные книги, предбрачные свидетельства, исполведаные книги, метрические книги по церквям Мышкинского уезда.

Историческая справка

Использую церковь в качестве одной из основных опор, царизм оказывал ей всяческую поддержку. Треть монастырей содержалась на средства государства. Церковные иерархи, а с конца XX века и приходские священники получали казенное жалование. Церкви дано было право суда над населением по бракоразводным делам.
Росло число церквей и монастырей. Так, в Ярославской губернии в середине XIX века было 845 церквей (А. Крылов Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской Епархии. 1861 г). Каждая церковь имела свой штат (причт) священников, дьяконов, псаломщиков и других церковнослужителей и обслуживала определенный округ (приход). Местные прихожане имели право выбирать членов попечительского совета и церковного старосту для совместного с причтом ведения церковного хозяйства. Церкви служили прежде всего для совершения религиозных обрядов, но кроме того в церквях составляли метрические книги на родившихся и умерших, оформлялись акты бракосочетания. Важное значение придавалось создаваемым церковно-приходским школам, заведование которыми передавалось в руки священников местных церквей.
На территории Мышкинского уезда и г. Мышкина тоже имелись церкви.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории России и всего человечества. Впервые в истории народ стал хозяином своей страны. Революция уничтожала всякую эксплуатацию человека человеком и создала условия подъема материального благосостояния и культурного уровня трудящихся. Одним из первых декретов Советской власти церковь была отделена от государства. Начался упадок и запустение церквей.
____________

Город Мышкин образован из села Мышкино (которое упоминается с XVII в.) в 1777 году по административно-территориальной реформе Екатерины II как уездный город Ярославского намест¬ничества, а затем Ярославской губернии. С 1777 года до 1921 года — центр Мышкинского уезда Яро¬славской губернии (с 1921 года по 1923 год Рыбинской губернии). С 1923 года в связи с ликвидацией Мышкинского уезда — заштатный город Рыбинского уезда, центр Мышкинской волости. Постановлением Президиума ВЦИК от 5 сентября 1927 года отнесен к сельским по¬селениям. После этого в официальных документах и на картах именуется вновь Мышкино. В 1929 году стал центром Мышкинского района Ивановской промышленной области, а с 1936 года — Ярослав¬ской области.
До 1777 года территория мышкинского уезда и село Мышкино относились к Угличскому средневековому уезду, затем Угличской провинции.
Естественно полагать, что распространение христианства и строительство церквей в Угличском крае началось сразу же или вскоре после 989 года. Архивы угличских церквей ранней поры, отошедших впоследствии к Мышкинскому уезду, не сохранились, а о самих церквях можно найти только случайные сведения. Например, в духовной грамоте Угличского удельного князя Дмитрия Ивановича от 1521 года упоминается церковь Дмитрия святого на Орлеке, вошедшей впоследствии в территорию Мышкинского уезда.
Сохранившиеся документы церквей, в основном, представляют их историю с XVIII века. Документы содержат сведения не только по вопросам религиозно-обрядовой тематики, сведения о церквях и духовенстве, но и по многим другим вопросам. Например, метрические книги помимо демографических сведений немало дают для истории эпидемических и других болезней; приходо-расходные книги – ценный источник экономических сведений. Документы представляют интерес и для изучения истории русского языка, начиная с конца XVII века, дают представление об изменениях в языке (например, о постепенном процессе вытеснения слова «посадский» словом «мещанин» на протяжении конца XVIII века - первой трети XIX века - по метрическим книгам).
Каждая церковь обслуживала определенный территориальный округ (приход), жители которого назывались прихожанами. Каждая церковь имела свой основной штат (причт или клир), состоявший из священников, диаконов, дьячков, псаломщиков, пономарей и штата, обслуживающего церковные нужды, так называемого «низшего причта или клира», к которому относились просвирницы, звонари, церковные сторожа. По составу причта церкви подразделялись на три структурных формы – однокомплектные (1 священник с клиром), двухкомплектные (2 священника, каждый со своим клиром) и трехкомплектные (3 священника, каждый со своим клиром). Комплектность церквей священнослужителями и клиром зависела от территории и населенности приходов, которые не совпадали с административно-территориальным делением уездов и губерний. Нередко церковный приход включал в свой состав селения смежных территорий соседних уездов или губерний.
Для обеспечения контроля и надзора за деятельностью церковных причтов все церкви города Мышкина и мышкинской территории были разделены на благочиния – административно-управленческие церковные округа. Возглавляли благочиния – благочинные, избираемые из состава местных священников и протоиереев, и утверждаемые на эту должность Ростовским, затем Ярославским, епархиальным архиереем. Благочинный - административно-судебное должностное лицо. Структура и состав мышкинских благочиний изменялся по разным причинам и в разное время в зависимости от территориальных изменений, экономического состояния приходов и т.д. Нередко благочиние включало в свой состав приходы и причты смежных территорий соседних волостей, уездов или губерний.
К 1908 году на территории города Мышкина насчитывалось 4 городских храма, из них 2 приходских церкви, и 51 приходских сельских храма (приходские храмы – церкви, где местное население исполняло требы и обряды православного верования). Все церкви были разделены на три благочинных округа – 1 округ составляли храмы города Мышкина (кроме кладбищенской церкви) и 2 округа – храмы мышкинского уезда:
г. Мышкин
1-й благочинный округ.
Успенский собор. Причт: 1 протоиерей, 2 священника, 2 диакона, 2 дьячка, 2 пономаря.
Никольский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1дьячек, 1 пономарь. С 1832 года, храм был приписан к Успенскому собору.
Храм Божией Матери «Утоли моя печали». Причта не положено, приписной к Успенскому собору.
2-й благочинный округ.
Алексеевский кладбищенский храм. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Мышкинский уезд

Архангельский храм. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Введенский храм Введенского в Клыкове. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Воскресенский храм Воскресенского на Волге. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Казанский и Никольский храм в Георгиевском. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Смоленский храм в Ивановском Большом. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Ввденский храм в Кобанове. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Благовещенский храм в Козлове. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий храм в Кривце. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Новоникольский храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Преображенский храм в Поводнево. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Рождественский храм в Рождественне Оносове. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Тихвинский храм в Рудиной Слободке. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Казанский и Владимирский храмы в Сменцеве. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Покровский храм в Сере. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Преображенский храм в Тимохове. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Успенский храм в Флоровском. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Ново-Александровском, приписной к Флоровскому приходу. Причта не положено.
Владимирский храм в Харинском. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Воскресенский храм в Шестихино. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Знаменский храм в Шипилово. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
3-й благочинный округ.
Троицкий и Духовский кладбищенский храмы Богородского Большого. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Казанский и Паисьевский храмы Богородского Малого. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Храм Воскресенского в Неледенщине. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Храм Воскресенского в Кадке. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Преображенский храм в Кузяево. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Вознесенский храм в Маслове. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Воскресенский храм в Нефедьеве. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Знаменский храм Никольского Свечина. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм Никольского на Топоре. Причт: 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря.
Казанский храм Никольского –Ушакова. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий храм в Ордине. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий храм Покровского в Кадке. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Рождественский храм Рождествена к Кадке. Причт: 2 священника, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Покровский храм в Таралыкове. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Смоленский храм в Хороброве. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Георгиевский храм в Юрьевском. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Введенский погост что на Ляму. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Храм в Воздвиженском. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Спасский храм в Жданове. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Храм в Знаменском. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Корсунский храм в Зеленцове. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Предтечинский храм Ивановского Малого. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Никольский храм в Каменке. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Успенский храм в Климатине. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Успенский храм в Котове. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий храм в Мимошне. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Успенский храм в Павловском. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Рождественский храм в Прилуках. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Рождественский на Корожечне храм. Причт: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек, 1 пономарь.
Богоявленский храм в Семёновском. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
Троицкий храм в Шершавине. Причт: 1 священник, 1 дьячек, 1 пономарь.
В ведении церковного хозяйства совместно с причтом участвовали и прихожане. Прихожане имели право выбирать членов церковного попечительского совета и церковного старосту. Важное значение придавалось создаваемым церковно-приходским школам, заведование которыми передавалось в руки священников местных церквей.
Декретом СНК от 23 января (5 февраля н.с.) 1918 года церковь отделена от государства. Отменялось исполнение православных обрядов и треб. Регистрационно-статистические функции по гражданскому состоянию передавались органам Советской власти.

Переименования

Название Период
Церкви г. Мышкина и Мышкинского уезда (коллекция) 01.01.1753 — 31.12.1928
Группа ВКонтакте Канал на Youtube