Ярославский губернский межевой архив, город Ярославль Ярославской губернии.
Фонд № 455
Крайние даты документов: 1755 — 1919 гг.
Раздел рубрикатора: (укажите название первого рубрикатора)
По составу и содержанию документы фонда подразделяются на 2 основные группы:
1. Документы общего делопроизводства межевых и землеустроительных учереждений. Эта группа представлена делами о подготовке и проведении всех видов межевания, о полюбовном размежевании дач, о возобновлении межевых знаков, об освидетельствовании планов и межевых книг, об измерении земли при судебном осмотре, о выделении к одному месту надельной земли и т.д.
2. Картографические документы, образовавшиеся в процессе межевания и землеустройства. Они представленны копиями планов и межевых книг (подлинники хранились в архиве Межевой канцелярии), выкопировками с планови геодезическими описаниями на земельные участки, планами и выкопировками с планов разверстания надельной земли на отрубные участки и т.д.
Историческая справка
ы Межевание - разграничение земельных владений и закрепление юредически их границ. В России систематические межевые работы начались при Иване третьем с введением поместной системы. В 16 - 17 веках отвод поместий и проверка их размеров осуществлялись путем состовления писцовых книг. Развитие межевой техники привело к введению при Петре первом геометрической съемки и составлению планов.
По инструкции 1754 года для производства межевания были созданны специальные органы: Сенатская межевая канцелярия ( высший орган) и Московская губернская межевая канцелярия. Для ускорения процесса межевания 19 сентября 1765 г. специальным манифестом было объявленно о "Новых началах государственного межевания", которые заключались в установлении полюбовных земельных разделов вместо обязательной проверки земельных прав. Манифест 1765 г. фактически закреплял границы владений, сложившиеся к 1765 г., и предупреждал владельцев под угрозой штрафа и лешения земли, что они не должны распространять свои владения за границы, в которых их застал манифест.
Вместо размежевания отдельных владений было введено межевание "к названиям дач", в процессе которого устанавливались окружные границы сел, деревень, пустошей и других дач, независимо от того, принадлежали они одному или нескольким владельцам. Размежевание общих дач на отдельные не предусматривалось и было отложенно до окончания генерального межевания.
Общее управление межевыми работами было возложено на созданную в 1765 году Межевую экспидицию ( с 1794 г. - департамент) Сената. Центральным учереждением по генеральному межеванию и второй инстанцией межевого суда стала созданная в 1766 г Межевая канцелярия ( с 1808 г. - Межевой корпус). На нее возлагалось руководство работой губернских межевых контор, которые открывались в одной или нескольких губерниях и производили там генеральное размежевание земель.
Так для производства межевания в Костромской, Суздальской и Ярославской провинциях указом Сената от 18 января 1773 года была организованна Костромская межевая контора. В ее задачи входило наблюдение за производством межевания в уездах, составление, проверка и выдача владельцам планов и межевых книг, взыскивание пошлин и штрафов
и т. п. В спорах о границах владений губернская межевая контора являлась первой инстанцией межевого суда.
Специальное межевание, т.е. размежевание генерального обмежевания общих дач велось на основании инструкции от 18 апреля 1767 года о специальном коштном межевании и правил специального межевания через уездных землемеров от 2 октября 1806 г. Крайне низкие темпы специального межевания вынудили правительство 18 января 1836 г. объявить "О преуготовительных мерах к скорейшему специальному размежеванию земель". В случае, если в трехлетний срок землевладельцы не состовляли "полюбовных сказок" и не представляли их в уездный суд для производства специального межевания, правительство намеревалось приступить к принудительному размежеванию.
Следующим шагом для ускорения работ по специальному межеванию было учереждение 21 июня 1839 г. губернских посреднических комиссий, а в уездах - посредников ( для изыскания на месте условий к примерению сторон).
Особое место среди органов, отвечающих за межевание, занимала губернская межевая часть ( губернская чертежная) - межевое учереждение, состоявшее в ведении губернского правления. Начало организации губернских чертежных было положено учереждением должностей губернского и уездного землемера на основании "Учереждения для управления губерний" 1775 г. Согласно "Наставлению для губернских и уездных землемеров" от 30 июля 1828 г. все межевое управление в губернии было сосредоточено в руках губернатора и губернского правления с непосредственным подчинением им губернских землемеров, заведовавших губернскими чертежными. Губернская чертежная состояла из губернского землемера и уездных землемеров ( по числу уездов в губернии).
С 1839 г. на губернских и уездных землемеров было возложено производство специального межевания через посредников и руководство работой губернских комиссий и посредников. Но юредически специальное межевание ими не производилось. Для межевания они использовались как исполнители, а юредическая часть по межеванию при этом принадлежала уездным судам и посредническим комиссиям.
После реформы 1861 г. объем работы губернских и уездных землемеров значительно вырос в связи с тем, что на них было возложено формальное отграничение крестьянских наделов от помещичьих земель, на которое составлялись выкопировка (план) и геодезическое описание.
На губернские правления и губернские чертежные были возложены обязанности ликвидированных 20 ноября 1864 г. уездных судов по утверждению полюбовных сказок и по наблюдению за производством специального межевания через уездных землемеров, а также по хранению планов и межевых книг. Туда же поступили на хранение межевые документы уездных судов и палат гражданского суда, документы, поступившие в уездные суды от посредников. Таким образом при губернской чертежной образовался архив.
С 16 января 1868 г. были введены новые правила производства межевых работ. Теперь губернский землемер становился начальником межевой части губернии. В его обязанности входил общий надзор за межевой частью и наблюдение за межевыми делами губернского правления. Функции губернской чертежной заключались в подготовке дел для рассмотрения их губернским правлением и в исполнениии распоряжений губернского правления. Судебно-межевые дела по спорам, возникавшим при специальном размежевании были отнесены к ведению окружных судов. Возобновление меж сделалось одним из главных видов работы межевых отделений губернских правлений.
По мере окончания специального межевания к концу 19 века посреднические комиссии закрывались. В дальнейшем отдельные случаи межевания осуществлялись межевыми отделениями губернских правлений (через уездных землемеров). Почти полное прекращение деятельности межевых учереждений в конце 19 - начале 20 в. привело к тесному слиянию работы губернской чертежной и межевого отделения. Образовался практически единый орган.
Оживилась работа межевых учереждений только с 1906 г. с началом Столыпинской аграрной реформы, для проведения которой были созданны землеустроительные комиссии. В работе комиссий привлекались помощники губернского землемера и делопроизводители губернской чертежной. На губернскую чертежную возлагался также технический надзор за производимыми комиссиями работами. В период 1906 - 1917 г.г. проводилось составление планов разверстания угодий сельских обществ между их членами на отрубные участки, разверстания чересполосных земель и т.д.
Просуществовав до 1917 г. губернские межевые учреждения были упразднены с установлением Советской власти.